Использование педагогических технологий, методов и приемов
в организации работы с учащимися в группе продленного дня
Горгома Елена Казимировна
Учителю необходимо владеть теми индивидуальными приемами, которые способны затронуть интересы, склонности ребенка так, чтобы у личности появилось желание реализоваться в той или иной сфере деятельности. Мотивация – важное составляющее условие жизни человека. Мотив выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Главная задача - не только усвоение знаний, но и развитие личности, его познавательных и созидательных способностей, умение самостоятельно добывать знания и воплощать их сознательно в жизнь. Условно детей по мотивации , можно разделить на несколько групп: 1-я группа - Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.п.) сочетается с положительным отношением к учению. 2-я группа – Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению. 3-я группа – Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учебе. И мы не должны забывать о социальном статусе современных семей, условий проживания детей в семье, поэтому каждому ребенку следует оказывать дифференцированную ненавязчивую помощь. Необходимо научить ребенка жить, научить его учиться. И очень важно – понимать ребенка! Дети, даже самые шустрые (на вид) очень болезненно переживают свои неудачи, свои проступки. Совершив какое-либо противообщественное действие, осознавая степень содеянного, ведет себя независимо, порой даже развязано, а глаза - просят прощения. В ребенке важно увидеть зерно добра, зерно успеха, переключить действие ребенка на позитив, вместе с ним порадоваться каждой, пусть малейшей, но победе. При развитии мотива достижения успеха, следует ориентировать ребенка на самооценку деятельности. Важно постоянно интересоваться отношениями ребенка к учебе и к коллективу, к процессу и результату своей деятельности, помогая найти ключи успешного решения своих проблем. Важно понимать, что помехой развития мотивации являются тревожность и страх, неуверенность. Запугивая, ограничивая детей, они окрашивают негативными эмоциями ситуацию, что приводит к сосредоточению на личных переживаниях, усиливает тревогу. Чтобы заинтересовать ребенка, необходимо создавать проблемные ситуации, активизировать самостоятельное мышление, организовать сотрудничество, выстраивать позитивные отношения с группой, проявлять искреннюю заинтересованность в его успехе. Важно, чтобы с помощью товарищей, педагога, ученик добивался первых успехов и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что товарищи, учитель рады его успехам или огорчены его неудачами.Необходимо использовать множество форм по активизации учащихся : занятие – путешествие, игра - путешествие, экскурсии, ролевые игры, математические пятиминутки, прогулка-наблюдение, прогулка- задание, прогулка-поиск, информационная прогулка, творческая прогулка, игры, спортивные игры, ролевые игры Важно наполнять деятельность детей жизненно значимым содержанием. Деятельность должна выступать средством своеобразного коммуникативного фона, направленного на формирование активно положительного отношения ребенка к развитию познавательного интереса. Подвижные игры, спортивные упражнения и игровые задания. Они помогают повысить общий уровень психологического развития, развить мотивационно-личностную и сенсорную сферы, создать положительный эмоциональный фон. Упражнения для создания положительного эмоционального фона. Например, «Улыбнись!», «Давай познакомимся!», «Скажите добрые слова друг другу», «Азбука хороших слов» (дети называют добрые, ласковые, вежливые слова на заданную букву). Тренинги комфортного общения. Например, «Скажи комплимент...», «Доброе пожелание», «Доверие», «Поменяйтесь местами те, кто...». Диагностические задания. Например, «Кто я?» (дети пишут 10 слов-эпитетов о себе), игра «Зеркало» (дети становятся правдивым зеркалом и говорят ребятам об их достоинствах и недостатках). Создание ситуаций успеха. Например, задания разной сложности позволяют каждому ребёнку выполнить задание, которое ему под силу. Также можно предложить ученикам самостоятельно выбрать себе задание. Большие возможности для развития творческого потенциала предоставляют обучающие компьютерные программы. Обилие иллюстраций, анимаций, видеофрагментов, текстовое изложение материала, звуковое сопровождение позволяют ребятам выбрать удобный темп и форму восприятия материала, самостоятельно включая себя в процесс деятельности, позволяют расширить кругозор, углубить свои знания. (Песни, танцы, мультфильмы, обучающие программы и т.п.) В таких программах изначально реализована идея игры, что позволяет сделать процесс активизации детей максимально увлекательным. Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность ребенка. Главное – помочь слабому, неуверенному в себе ребенку выполнить посильный объем работы, а сильному реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности. Ребята любят то, что понимают, что умеют делать, в чем добиваются успеха. Любому ученику приятно получать похвалу, высокую оценку его труда, даже нарушителю дисциплины. Педагог должен предоставить ребенку возможность успешно реализовать себя. В руках учителя – самое дорогое, нежное, ранимое на Земле – это дети! Передать им определенный объем знаний, умений, указать истину – не так уж сложно. Сложнее – развить интерес к познанию, к смыслу жизни, развить стремление собственными силами найти правильный ответ или решение, воспитать ответственность за свои деяния. Именно эти навыки помогут, выходя в большую жизнь не потеряться в ней, найти свой путь и занять достойное место, не войнами, а разумом созидания! «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться» - Сократ.
Какие же достоинства у информационных технологий?
1. Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.
2. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.
3. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.
4. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.
5. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.
6. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.
7. Повышают качество педагогического труда.
8. Способствуют эффективности воспитательных мероприятий.
Таким образом, что при решении задач в воспитании школьников воспитателю ГПД целесообразно использовать информационные технологии.рименение ИКТ вызывает у детей интерес, активизирует познавательную деятельность, дает возможность самореализации личности школьников. Итак, можно сделать вывод, что использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс в группе продленного дня, вовлекать в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. Воспитателю, занимающемуся воспитанием детей, нельзя оставаться в стороне от модернизации учебно-воспитательного процесса.
Автор(ы): Горгома Елена Казимировна
Приложения: