Использование литературных викторин
для повышения интереса учащихся к предмету
Павлова Наталия Юрьевна
Литературные викторины играют большую роль в усвоении учащимися программного материала. Они помогают активировать мыслительную деятельность учащихся, полноценнее воспринимать художественные произведения, а также существенно повысить качество уроков литературы.
Задача учителя- не только знание своего предмета, но и способность вовлечь ребят в мир художественной литературы, научить переживать за судьбу героев.
При формировании читательской компетентности очень важны уроки- викторины, начиная с уроков в начальной школе.
Целями викторины являются:
- проследить степень усвоения пройденных произведений, биографий писателей.
- развивать логические мышления, память, творческие способности обучающихся.
- прививать любовь к русскому народному фольклору, литературе.
- воспитывать чувство коллективизма.
Для примера привожу ряд заданий;
«Ответь на вопросы»
1.Назовите имя, отчество поэта Лермонтова.
2.Вставьте пропущенные слова: «Там чудеса: там __________ бродит, ___________ на ветвях сидит».
3.Что такое басня?
4.Приведите 2 примера волшебной сказки.
5.Назовите двух русских пленников из рассказа Л.Н.Толстого.
6.Узнайте героя по его описанию: «Мужчина 12 вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения»
7.Перечислите виды сказок.
8.Назовите известного русского баснописца.
9.Какие два русских поэта написали сказки о спящей царевне?
10.Из какой басни мораль: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт»?
11.Узнайте героиню по её описанию: «Белолица, черноброва, нраву кроткого такого».
12.Какое дерево подрывала неблагодарная Свинья в басне Крылова?.
13.Вспомните русских писателей – сказочников.
14.Перечислите псевдонимы А.П.Чехова.
15.Что такое фольклор?
16.Сколько денег нашла Муха-Цокотуха?
17.Сколько корочек хлеба заказал Буратино?
18. Сколько лет пролежал на печи Илья Муромец?
«Загадки»
а) Виден край, да не дойдёшь (горизонт)
б) Двое ходят, двое смотрят, а один водит и приказывает (человек)
в) Пять братьев вместе родятся, а ростом разные (пальцы)
г) Он всюду: в поле и в саду, а в дом не попадет. И я никуда не пойду, пока он идёт (дождь)
д) Взглянешь-заплачешь, а краше его нет на свете (солнце)
е) Сторож плохой: слепой, глухой. Не тронешь - молчит, а тронешь- кричит (звонок)
"Пословицы и поговорки"
Задание: собрать пословицу или поговорку из двух половинок, подставит необходимую цифру (время - 1 минута, за каждый правильный ответ 2 балла)
Что на уме,- 1) в день не вырастешь.
Что с возу упало,- 2) тем короче ночь.
Человек не грибок,- 3) как её потеряешь.
Чужого не надо,- 4) а человек - умением.
Чем длиннее день,- 5) пока их нет.
Что посеешь,- 6) да не будь лапшой.
Чует кошка, - 7) кто найдет клад.
Цену вещи узнаёшь, - 8) то пропало.
Храни себя от бед,- 9) то и пожнешь.
Умей взять,- 10) умей и отдать.
Тот будет рад, - 11) чьё мясо съела.
Расти большой,- 12) то и на языке.
Плох мастер,- 13) тому ничего не удаётся.
Красна птица пением, - 14) плоха и работа.
Кто за все берется, - 15) своего не отдам.
Правила при проведении викторины:
- учащиеся делятся на группы
- название команды ( литературный термин)
- -придумывают девиз команды ( эпиграф к произведению, крылатое выражение)
- обязательное соблюдение правил дисциплины при проведении урока викторины
- ответы команды оцениваются от 1 до 5 баллов, в зависимости от сложности вопроса
- качество речи отвечающих (прибавить или отнять балл)
Я начинаю тщательно готовить и проводить уроки – викторины, начиная с 5 класса. Стараюсь всегда благодарить учителей начальной школы, которые проводят такие мастер- уроки не только по литературе, но и по другим предметам. Включаю данные виды уроков и в последующих старших классах, используя программный материал.
Таким образом, вопросы викторины требуют знания текста, быстро и правильно находить нужную информацию. Уроки викторины учат выражать свою гражданскую позицию, помогают учащимся строить устное монологическое высказывание, анализировать художественное произведение. Уроки викторины очень помогают преподавателю формировании читательской компетентности обучающихся. Данные уроки проводятся на высоком эмоциональном уровне, и ребята с нетерпением ждут новых занимательных уроков.
Автор(ы): Павлова Наталия Юрьевна
Приложения: