Из опыта работы воспитателя ГПД
Остроумова Ирина Юрьевна
Группы дополнительного пребывания учеников 1–4 классов после уроков существуют во многих школах, лицеях, гимназиях. Вторая половина дня в школе является такой же образовательной и воспитательной деятельностью, как и первая, но виды деятельности меняются.В данных группах «осуществляться воспитание и подготовка к учебным занятиям, а также могут проводиться физкультурно-оздоровительные и культурные мероприятия».
С момента окончания уроков пока родители на работе дети имеют возможность находится в школе под присмотром воспитателя, выполнить домашнее задание, отдохнуть и получить полноценный обед и полдник. Немаловажным преимуществом нахождения ребят после уроков в школе является то, что при благоприятных погодных условиях их можно обеспечить организованной прогулкой. Работа в группах продлённого дня осуществляется в соответствии с планом работы. Большинство детей и родителей выбирают пребывание в продлёнке, т.к. здесь есть возможность грамотно и интересно провести свободное время. Всем известно, что когда ребенок занят интересными и полезными делами, у него не остается времени на баловство , соответственно снижается количество конфликтов.
В свободное время дети в основном посещают спортивные и развивающих занятия, общаются с одноклассниками. Этому способствуют кружки по интересам. Это могут быть творческие, спортивные или познавательные занятия. Большой популярностью пользуются занятия футболом, тхэквондо, баскетболом, танцами. Многие дети предпочитают занятия в арт-студии, обучение бумагопластике, фотоделу, актёрскому мастерству, вязанию, игре на флейте, шахматам, художественной росписи. Долгое время не ослабевает интерес к краеведческим занятиям. Стоит упомянуть, что всегда находятся дети с увлечением посещающие интеллектуальные занятия, такие как изучение языков, обучение программированию, робототехнике. Всё обучение в кружках проводят квалифицированные педагоги, многие кружки продолжаются на следующий год и у ребят есть возможность несколько лет подряд заниматься любимым делом в стенах школы.
Важным преимуществом групп продлённого дня является возможность выполнить учениками домашнее задание. При выполнении домашнего задания ребёнок может воспользоваться помощью учителя или воспитателя, который всегда разъяснит задание и поможет ребенку. Не стоит забывать, что в то время, когда школьники находятся в группе продленного дня они могут посещать занятия с логопедом или психологом. Важным моментом пребывания в группе продлённого дня является, то что дети много общаются со сверстниками и учатся работать в группах.
Правда стоит отметить, что часто от долгого пребывания вне дома и при постоянном нахождении в большом коллективе многие школьники чувствуют усталость в эмоциональном плане. Последствия могут выражаться в раздражительности, невнимательности и капризах. При подобном разнообразии занятий для ребят необходимо организовать физкультминутки с динамическими упражнениями на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, корпуса, рук). У воспитателей подобраны комплексы физических упражнений, подвижных игр, дыхательных упражнений для снижения напряжения глаз, уменьшения моральной и физической нагрузки или исправляющие неправильную осанку. Снижать нагрузку необходимо, т.к. не все школы могут предоставить первоклассникам возможность для дневного сна и не имеют достаточно площадей для уединения детей.
Долгое нахождение детей в большом, часто шумном коллективе приводит к стрессу, а впоследствии к конфликтам. Когда ребенок раздражён, рассержен, обижен, то свои чувства он часто выражает агрессивно и это приводит к конфликтам, т.к. не дети могут и умеют контролировать свой гнев. Задача воспитателя - выработать у детей навык обсуждения и анализа различных вариантов решения проблемных ситуаций. Нужно быть готовым, что во время пребывания детей в ГПД мы увидим столкновение разных детских интересов. Это приводит к жалобам друг на друга, обидам, раздражению, дети начинают дразнить и провоцировать друг друга.
Выделяют следующие конфликтные ситуации, которые имеют место в школе. Конфликт ученик - ученик, ученик – коллектив, воспитатель – ученик. Наиболее распространенными являются конфликты между учениками.Прежде всего следует успокоить детей, желательно выслушать обе стороны, дать им возможность высказать претензии, предложить попробовать встать на место друг друга и выяснить, как поступили бы дети, поменявшись ролями. Иногда помогает подключить юмор и вместе посмеяться над ситуацией. Часто можно просто развести поссорившихся в стороны в разные стороны и конфликт утихнет сам собой. В случае, когда произошёл конфликт ученика с группой детей, то психологи предлагают показать детям достоинства данного ученика. Советуют объяснить детям, что все люди разные и у каждого есть свои достоинства и недостатки. В каждом человеке обязательно есть что-то хорошее, что достойно любви и уважения. Считается, что подобные конфликты самые затяжные и решаются постепенно. При конфликте воспитатель – ученик важно быть доброжелательным и соблюдать спокойствие. Педагог должен помочь ученику научиться совместно находить причины конфликта и попытаться устранить их. Естественно для этого надо разобрать ситуацию вместе с ребёнком. Если он не прав, то надо подсказать как можно было решить иначе эту проблему. Если же окажется, что не прав воспитатель, то необходимо признать свою ошибку и извиниться. Часто дети пытаются решить проблемы по принципу «око за око, зуб за зуб». Они склонны отвечать еще более сильной обидой или угрозой. Это только усугубляет конфликт. В любом случае именно педагогу необходимо проявить такт и терпение.Первое, важно дать понять детям, что педагог воспитатель всегда выслушает, постарается разобраться и поможет найти выход из сложившейся ситуации. Второе, детям важно объяснить, что многих ситуациях полезнее сделать шаг навстречу, признать и свою долю ответственности за возникновение этого конфликта. Третье, задача педагога научить детей быть дружелюбными и доброжелательными, а также находить общий язык с другими людьми. Это очень важно, т.к. такое поведение не только выручает в трудной ситуации, но и помогает избежать ее. В условиях продленного дня у педагога решается задача не только изучить индивидуальные и творческие особенности учащихся, но также психологические и возрастные. Соответственно одной из задач педагога - воспитателя является расширение общественного воспитания и оказание помощи семье в воспитании и образовании детей. Важно создать такой микроклимат, чтобы воспитатель и каждый ребенок чувствовал психологический комфорт.
В продлёнке многие дети устают эмоционально, добавляется нехватка родительского внимания, однообразная обстановка. Если помочь им развить навыки общения, то это окажет положительное влияние на развитие ребенка и поможет адекватно вести себя в эти часы. Важно дать понять детям , что дети становятся самостоятельнее, ответственнее, лучше ориентируются в окружающем мире, лучше контролируют себя и эффективнее общаются друг с другом. Грамотная организация распорядка дня в ГПД, правильное восстановление сил и своевременный отдых играют очень важную роль. Только оптимальный – среднеинтенсивный – режим двигательной активности в ГПД создаёт у младших школьников основу хорошего физического самочувствия, ярко выраженного повышения умственной работоспособности и удовлетворения от времени проведённого в группе продлённого дня.
Автор(ы): Остроумова Ирина Юрьевна
Приложения: