Использование театрализованной игры для развития
эмпатии детей старшего дошкольного возраста

Котрина Вера Александровна,
преподаватель психолого-педагогических
дисциплин высшей квалификационной категории
ГБОУ СПО Педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова  

 Человек не может понимать
окружающий его мир только
логикой  мозга,  он должен ощутить его
логикой сердца, то есть эмоцией.
С.В. Образцов 

 Творческие способности и эстетические эмоции интенсивно развиваются в период от трех до пяти лет и проявляются в стремлении ребенка к духовному осмыслению окружающего мира. Как указывается в исследованиях Е.М. Торшиловой, Т.М. Морозовой после пяти лет при неправильной организации педагогического процесса отмечается спад в развитии эмоциональной сферы, что ведет к снижению познавательной и творческой активности детей.

Театр – один из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Театрализованная деятельность обладает огромным потенциалом развития эмоциональной сферы дошкольников. Театр для детей –это школа чувств и восприятия, школа высокой эмоциональной культуры, человеческого общения и отношений.

Эмоциональная сторона личности – это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил (В.А. Сухомлинский)

Творческие способности и эстетические эмоции интенсивно развиваются в период от трех до пяти лет и проявляются в стремлении ребенка к духовному осмыслению окружающего мира. Как указывается в исследованиях Е.М. Торшиловой, Т.М. Морозовой после пяти лет при неправильной организации педагогического процесса отмечается спад в развитии эмоциональной сферы, что ведет к снижению познавательной и творческой активности детей.

Значение эмоциональной культуры в формировании личности подчеркивали Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, A.Н. Лук, Л.П. Стрелкова, В.А. Сухомлинский. Исследования показали, что в дошкольном возрасте закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности.

Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театрализованные игры, которые близки и понятны как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Дошкольное детство — период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте — это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений.

Действия мам и пап, воспитателей и психологов направлены на то, чтобы помочь своим детям и воспитанникам научиться правильно жить среди других людей, быть эмоционально отзывчивыми, способными к сопереживанию, готовыми проявлять гуманное отношение к окружающему миру. Но эти усилия, чаще всего, не получают адекватных результатов: современный ребенок становится жестоким и безразличным, он часто становится равнодушным к проблемам и страданиям других. 

Развитие эмпатии способствует формированию нравственных чувств, способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию. Эмпатия также включает способность определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимичских реакций, поступков, жестов и т.д.

Эмпатия неразрывно связана с эмоциональным развитием человека.

Первые эмпатийные проявления можно наблюдать уже у младенца. Они имеют форму эмоциональной идентификации, подражания, эмоционального заражения, и они пока связаны еще только с очень близкими людьми — родственниками.

С двух лет, помимо сопереживания значимым взрослым, появляется отзывчивость к сверстнику на основе отождествления себя с ним, своих чувств с чувствами другого. Эти возрастные границы совпадают с началом периода активного расширения у детей раннего возраста социальных эмоций, социализацией всего процесса развития, который базируется на механизме эмоционального заражения.


Автор(ы): Котрина Вера Александровна
Приложения:
6744a0ced32ee_Статья2.docx