«Общение с искусством — одна из больших радостей жизни»
(В. А. Сухомлинский)

Комолова Наталья Михайловна

 Дошкольный возраст- это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным,он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Обучение детей различным видам изобразительной деятельности (рисование, лепка, создание аппликаций, конструирование) должно быть не самоцелью, а средством развития личности ребенка. В процессе изобразительной деятельности совершенствуется наблюдательность, эстетическое  восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус. И.А.Лыкова отмечает,что изобразительнаядеятельность способствует формированию творческой и исследовательской активности ребенка. Если взрослый   не будет поддерживать и развивать данные виды активности,в том числе, в изобразительной деятельности, есть вероятность их угасания. В процессе создания продукта изобразительной деятельности развивается мелкая моторика кистей рук ребенка, что положительно сказывается на интеллектуальном развитии. Т.С.Комарова считает, что основная цель обучения рисовании в дошкольном учреждении- научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных представлений. Для того чтобы ребенок научился изображать предметы и явления,необходимо,с одной стороны, учить анализировать увиденное, обследовать предметы,выделять их особенности(цвет,форма,пропорции), с другой стороны,обучать техническим приемам создания рисунка .И.А.Лыкова рекомендует знакомить детей с нетрадиционными способами рисования, показывать малышу, что следы на бумаге могут оставлять  по мимо карандаша и другие предметы (кисточка,ватная палочка или пальчик ,если их окунуть в краску).Так же следует постепенно показывать новые способы изображения:вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, замкнутые и спиралевидные формы. Обязательно обыгрывать и наполнять смыслом все, что появляется на листе:солнышко светит,тучка приплыла–все небо закрыла, дождик кап–кап– лужа,травка–муравка,дорожки-поним ножки бегут– топ–топ–топи т.д. Каждый ребенок, познавая окружающий мир старается отразить его в своей деятельности: в игре,в рассказах,в рисовании,в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды,тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством,развить воображение,проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров .Оказывается можно создать соленую картинку ,а ладошка может превратиться в голубого слоника. .С детьми младшего дошкольного  возраста мы использовали  рисование пальчиками,ладошками,печать овощами. С детьми среднего дошкольного возраста использовали:-рисунки из ладошек, отпечатки-картинки.масляная пастель+акварель,отпечатки листьев-С детьми старшего дошкольного возраста мы пытались освоить более сложные техники:- рисование солью-пластилинография - рисование мыльными пузырями-рисование мятой бумагой-кляксография-фроттаж-граттаж Каждая из этих нетрадиционных техник-это маленькая игра для ребенка.На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием данной техники,у детей развивается ориентировочно исследовательская деятельность,фантазия,память,эстетический вкус,познавательные способности, самостоятельность.Ребенок использует цвет как средство передачи настроения,экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной,на изображенный предмет цветными  мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства:густоту,твердость, вязкость. изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности,вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской боязнь не справиться Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации. Данные техники неу томляют дошкольников,у  них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени,отведенного на выполнение задания.Для будущего наших детей это очень важно,а так как время не стоит на одном месте,а движется вперед. 


Автор(ы): Комолова Наталья Михайловна
Приложения: