Педагогические приемы управления детскими конфликтами

Ефименко Любовь Михайловна

 В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество, и большинство детских ссор разрешаются сами собой. Небольшие стычки – это естественные явления жизни, первые уроки взаимодействия со сверстниками, с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Взрослым, без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Им нужно научиться самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты. Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей взаимодействию с другими людьми, умению выражать свои желания, выслушивать желания другого, договариваться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера. Нужно учить детей объяснять друг другу чего они хотят, а затем предложить им обдумать выход из положения.

                 Для разрешения своих конфликтов дети используют такие варианты:                  - Деструктивный:  «Уйду и не буду с ними больше играть», «Буду играть один», «Позову воспитателя, и она заставит всех со мной играть».                        – Конструктивный: «Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть».

             В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение общего языка, который является результатом достижения понимания. Деятельность воспитателя, при управлении детскими конфликтами, должна быть планомерной и включать следующие, последовательно выполняемые стадии:

1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причины. Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта.

2. Оценка целей конфликтной ситуации; утверждение личных притязаний; навязывание своего стиля поведения; умаление достоинства  другой стороны; корыстные устремления. Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны. 

3. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции. Педагог должен подавить собственные и детские отрицательные эмоции. Воспитатель может использовать позитивное сообщение, которое включает в себя:

     - описание произведенного действия («Когда ты…»);

     - описание возможного или неизбежного результата этого действия («Может случиться, если…»);  

      - предложение альтернативного варианта поведения («Лучше …»).

4. Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации: 

     - применить меры воспитательного воздействия ( учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта, учить управлять эмоциями, оценивать поступок, а не личность ребенка, привлекать детей к совместному творческому поиску);

     - выдвинуть определенные жесткие требования;

     - указать на необходимость придерживаться установленных определенных норм поведения, не только в период пребывания в детском саду, но и в повседневной жизни.

5. Оценка особенностей участников конфликта.

6. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации. Если проблему нельзя решить «сходу», то определить время и присутствие посредника – родителя, психолога, второго воспитателя.

         При решении конфликтной ситуации, воспитатель должен беседовать с ребенком, слушать и слышать  его. Педагог  показывает принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивает и не дает советов, не приводит примеров, а остается нейтральным, не принимая ничью сторону, старается получить интересующую его информацию, старается поставить себя на место ребенка. Важно в беседе держать паузу. Это время принадлежит ребенку. Пауза помогает ему разобраться в своих переживаниях. Беседа проходит в непринужденной спокойной обстановке. Воспитатель не доминирует в беседе, он помощник. Узнать о том, что ребенок не готов услышать реплику взрослого, можно по его внешнему виду: если его глаза смотрят в сторону, «внутрь» или вдаль. В этом случае надо продолжать молчать, т.к. в ребенке происходит очень важная и нужная внутренняя работа. Воспитателю иногда полезно повторить, как он понял, что произошло с ребенком, целесообразно использовать другие слова с тем же смыслом. Выслушиваются обе стороны, если в данный момент говорит один из участников конфликта, и он начинает понимать, что в его проблему вникают, то необходимо каким-либо образом дать понять другому человеку, что и он будет столь же внимательно выслушан. Ребенок должен сам сделать выводы из своих собственных слов, постепенно усиливая их эмоциональный накал. Воспитатель не должен приводить к эффекту «самонакручивания». 

      Обсуждать нужно следующее: 

Что произошло? (сформулировать суть конфликта).
Что привело к конфликту? Почему это произошло?   (выяснить причины).
Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения?  (определить и назвать эти чувства).
Как быть в этой ситуации? (найти решение).

       Если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта. Ребенку важно  почувствовать себя услышанным и понятым!


Автор(ы): Ефименко Любовь Михайловна
Приложения: