Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
в контексте реализации ФОП ДО
Шехмаметьева Лира Юнеровна
Аннотация. В статье рассматривается многогранный опыт работы воспитателя в контексте патриотического воспитания дошкольников на основе требований Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО). Основное внимание уделено формированию у детей положительного отношения к Родине, знакомству с народными традициями и культурой, государственными символами, а также развитию чувства гордости за свою страну. Подчеркивается важность системного подхода и привлечения семей к воспитательному процессу. Описаны методы и мероприятия, такие как театрализации, экскурсии, участие в значимых социальных акциях, направленные на развитие патриотических чувств. Также рассматривается процесс оценки результатов работы и роль воспитателя в формировании нравственных ценностей у воспитанников.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, дошкольное образование, культурное наследие, государственные символы, воспитательная работа, взаимодействие с семьей, нравственные ценности, Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО).
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста приобретает особую значимость в современных условиях, когда общество сталкивается с вызовами глобализации, потерей исторической памяти и культурных ориентиров. В рамках Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) основная цель патриотического воспитания формулируется как содействие формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества, ответственного за будущее своей страны.
Важность патриотического воспитания подтверждают многие педагоги и психологи, среди которых С.Л. Рубинштейн, утверждавший: "Человек является не просто продуктом конкретной эпохи, но и носителем культурно-исторических традиций" . Эта мысль подчеркивает необходимость закладывать основы патриотизма в раннем возрасте, когда формируется первичная структура личности ребенка.
В развитии патриотического воспитания решающую роль играют семья и образовательные учреждения. Семья является первым социокультурным окружением ребенка, в котором он учится осознавать свое место в мире. З.Ф. Езепов отмечает, что "традиции и ценности, закладываемые в семье, служат своеобразным фундаментом для дальнейшего формирования мировоззрения ребенка". Поэтому родителям важно осознавать свою ответственность и активно участвовать в воспитательном процессе.
Образовательные учреждения, в соответствии с требованиями ФОП ДО, должны организовывать работу по патриотическому воспитанию, используя разнообразные формы и методы, учитывающие возрастные особенности детей. А.В. Запорожец утверждал: "Дошкольный возраст – это период, когда ребенок наиболее восприимчив к эмоциональному и образному воздействию. Задача педагогов – найти те формы взаимодействия, которые вызовут у детей интерес и эмоциональный отклик.
Одним из ведущих методов является интеграция патриотического содержания в образовательные программы. Это можно реализовать через чтение художественной литературы, изучение народных традиций и обычаев, проведение тематических праздников и экскурсий. Иногда дети впервые узнают о таких понятиях, как Родина, символы государства, выдающиеся личности, через игру – универсальную форму детской деятельности. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин: "Игра является ведущей деятельностью дошкольника и способствует усвоению социальных норм и ценностей".
Каждый элемент образовательного процесса должен быть направлен на формирование у детей чувства гордости за свою страну и уважения к ее истории и культуре. Е.А. Вознесенская указывает, что "осознание собственной идентичности через призму принадлежности к определенной этнокультурной группе формирует у ребенка устойчивое самосознание". Таким образом, изучение элементарных основ истории и культуры страны становится важной частью патриотического воспитания.
Важным аспектом является создание в детских садах среды, способствующей воспитанию патриотических чувств. Это может включать в себя оформление групп и помещений символикой страны, создание мини-музеев истории и достижений родной земли. Значительную роль играют педагоги, чей профессионализм и личный пример могут стать мощным стимулом для формирования у детей уважения и любви к Родине. Ведь, как отметил К.Д. Ушинский, "воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди".
Все педагогические мероприятия, направленные на патриотическое воспитание, должны быть системными и последовательными. Важно развивать позитивные эмоциональные отношения к родной земле и культурным традициям через эстетическое восприятие, активное участие в творческих проектах, ориентированных на национальную тему. С.Л. Соловейчик подчеркивал: "Воспитание – это помощь ребенку в открытии мира и себя в нём". В этом контексте важно, чтобы дети осознали, что патриотизм – это не пустые слова, а осознанная причастность к судьбе своей страны.
Рассмотрим личный опыт работы. Для начала, необходимо обозначить, что патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является процессом формирования у ребенка положительного отношения к своей Родине, народным традициям и культуре, а также формированием чувства гордости за свою страну и желания участвовать в ее будущем развитии. Эта работа требует системного подхода, внимания к каждому элементу воспитательного процесса, от подбора программ и методик до практического взаимодействия с детьми.
Опора на традиции и культуру является важным аспектом патриотического воспитания. В группе дошкольного учреждения были разработаны мероприятия, которые способствуют знакомству детей с культурным наследием страны. Это не только занятия по ознакомлению с народными песнями, танцами, сказками и пословицами, но и активное участие в постановках и театрализациях, созданных на основе фольклорных мотивов. Подобные мероприятия не только расширяют кругозор детей, но и учат их гордиться богатой культурой родного края.
Большое внимание уделяется и символике государства. Изучение государственного флага, герба и гимна России начинается с простейших понятий и объяснений значимости этих символов. В рамках мини-уроков использовались наглядные пособия и интерактивные презентации, которые позволяют детям визуализировать и лучше запоминать изучаемый материал. Проводились тематические дни, посвященные государственным праздникам, такие как День России или День Победы, где дети могли принять участие в утренниках, конкурсах рисунков, тематических экскурсиях.
Особое внимание в программе патриотического воспитания уделяется экскурсиям и походам, направленным на изучение родного края. Благодаря таким мероприятиям дети знакомятся с историей своего города или села, посещают музеи и памятные места, учатся уважать и ценить свою малую Родину. Эти мероприятия носят не только познавательный, но и воспитательный характер, формируя ответственное отношение к сохранению исторического наследия.
Также неотъемлемой частью патриотического воспитания является привлечение детей к различным трудовым и социально значимым мероприятиям. Воспитатель может организовать с детьми посадку деревьев, участие в субботниках, сбор макулатуры или участие в праздничных мероприятиях, посвященных значимым датам и событиям. Такие акты помогают детям усвоить ценности коллективного труда, ответственности за свое окружение и поддержку экологических инициатив.
Работа с семьей также занимает значительное место в реализации патриотического воспитания. Взаимодействие с родителями осуществляется путем организации семинаров, родительских собраний, где обсуждаются актуальные вопросы воспитания будущих патриотов, а также через совместное участие в праздниках и мероприятиях детского сада. Воспитатели советуют родителям, как продолжить дома начатую в детском саду работу по формированию нравственных качеств и любви к Родине.
В процессе реализации патриотического воспитания в дошкольной образовательной организации важным аспектом является оценка результатов воспитательной работы. Результаты образовательной деятельности регулярно обсуждаются на педагогических советах, анализируется эффективность применяемых методик и подходов. Воспитатели ведут наблюдения за развитием интересов и поведения детей, оценивают их участие в мероприятиях и активность на занятиях. Патриотизм, как качество личности, сложно измерить количественно, однако через изменение отношения детей к окружающему миру можно видеть изменение внутренней позиции ребенка, формирование его личности, включение в ценностно-смысловое пространство культурной традиции и истории.
Подводя итог, можно сказать, что патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО требует комплексного подхода, включающего взаимодействие семьи и образовательных учреждений, использование разнообразных методов и форм работы. Такое воспитание становится основой для формирования у детей позиции наследников культурных и исторических традиций, готовых активно участвовать в жизни своего общества. Как говорил В.А. Сухомлинский: "Любовь к Родине надо воспитывать с детства".
Список литературы
1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 1989.
2. Езепов З.Ф. Психология семьи. – СПб.: Речь, 2010.
3. Запорожец А.В. Развитие мышления в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1986.
4. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Велби, 1978.
5. Вознесенская Е.А. Культурология: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2002.
6. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. – М.: Российская педагогическая академия, 2006.
7. Соловейчик С.Л. Родительское собрание: Сборник статей. – М.: Педагогика, 1990.
8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1969.
Автор(ы): Шехмаметьева Лира Юнеровна
Приложения:
6756db5b6b244_Статья.docx