Игровые технологии как средство развития
коммуникативных умений школьников
Дмитриева Светлана Васильевна
В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности.
Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Цель современного педагога – воспитать свободную личность, умеющую отстаивать свои интересы, свободно и грамотно выражать свои мысли и чувства, само выражаться, брать на себя ответственность, как того требует современное общество. На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности.
Младший школьный возраст очень благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Поэтому, формирование коммуникативной компетентности учащихся – одна из важнейших задач учебно-воспитательного процесса в школе.
Компетенция: готовность эффективно мобилизовать внутренние и внешние ресурсы для достижения успешной деятельности в целях удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей, составляющих социальный заказ системе образования.
Компетентность: результат образования, выражающийся в овладении обучающимися знаниями, умениями, навыками и универсальными способами деятельности при решении учебных и жизненных ситуаций.
Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии
Результаты исследований О.Н. Мостова, И.Н. Агафонова позволили выделить три типа младших школьников с точки зрения стиля их общения в школе (1 – 2 классы). Учащиеся эгоцентричного(18%) и неуверенного типов (32%) учащихся отличает низкий уровень успешности в общении, они испытывают наибольшие затруднения в развитии вербальной стороны коммуникативных умений. К дружелюбному типу могут быть отнесены около 50% школьников. Эту группу школьников отличает ярко выраженная позитивная Я-концепция и наличие положительного отношения к одноклассникам.
Проведенная педагогическая диагностика по определению готовности к школьному обучению показывает, что только у 30% будущих первоклассников уровень сформированности коммуникативной компетентности достаточен для их адаптации в классном коллективе. У остальных же наблюдаются проблемы коммуникативного характера, особенно в построении эффективного сотрудничества со сверстниками.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
А.Г. Асмолов выделяет базовые аспекты коммуникативной деятельности основные коммуникативные действия, к которым относятся:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Практически на любом этапе урока могут быть использованы коммуникативные игры.
Так, на этапе проверки домашнего задания, главная цель которого - узнать, что усвоил ученик, как он усвоил, используется игра "Учитель - ученик" в рамках коммуникации как взаимодействия: ученик учится видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяется к одной из них.
Этап актуализации знаний направлен на подготовку восприятия нового материала.
В рамках инициативного сотрудничества можно проводить игры, которые учат работать с соседом по парте, распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы, выполнять работу по цепочке.
Объяснение нового материала - следующий этап структуры урока. Игра используется в групповой работе, что позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например, робкие или слабые ученики.
Этап закрепления материала – это процесс применения полученных знаний.
На данном этапе можно использовать игры, как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но дает представление о том, как материал усвоен обучающимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу.
Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Игра как метод обучения существенно отличается от игры вообще. Игровая форма деятельности детей на уроке должна сочетаться с познавательным содержанием, представляющем собой учебную задачу и предполагающим её решение. Придание игровой формы учебному заданию позволяет учесть возрастные особенности детей и достичь учебной цели.
Элементы здоровье сберегающих технологий, которые преследуют цель- укрепление здоровья школьников, помощь детям на протяжении всего урока оставаться активными и не уставшими, могут способствовать также и развитию речи детей. Например, позволяют сделать комплекс физминуток, рекомендованный САН-ПиНом. Во время физпаузы обязательно произносится какой-либо текст, что очень нравится детям, он легко запоминается и остаётся в памяти надолго.
Наблюдается что, видоизменяются традиционные коммуникативные умения, появляются коммуникативные умения, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении, изменяются способы, средства общения, раздвигаются границы коммуникации, расширяется круг собеседников. Для развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий необходимо обеспечить компьютерную поддержку процесса учебного проектирования.
Можно много говорить о технологиях обучения. Каждая хороша по-своему. Но, любая педагогическая технология должна быть переосмыслена учителем и окрашена творческим, эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям. Средством развития коммуникативных способностей используется игра.
«Игра выражает главную детскую потребность в общении». М.Монтессори
Рассмотрим более удачные виды игр для развития коммуникативных умений:
Ролевая игра – совместная групповая игра, в которой ее участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли: матери, отца, воспитателя, врача и т.п. Можно использовать игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы. В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности.
Игра-театр создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Театрализованные игры свободны в импровизации, не подчиняются жестким правилам и условиям. Дети разыгрывают различные сюжеты, ситуации, беря на себя чьи-то роли. Тем самым вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Эти игры особенно полезны для развития образной и выразительной речи.
Сюжетная игра – направлена на раскрепощение ученика, учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Например, диалог от имени животных и растений. Такие диалоги можно легко найти в книгах В. Бианки, Е. Чарушина. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой. Например, при изучении темы «Полезные ископаемые», учащиеся выступают в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Нужно назвать их свойства, применение, условный знак, показать на карте месторождение данного полезного ископаемого.
Игры с правилами (дидактические игры). К ним относятся дидактические, настольные, подвижные игры. Четкими правилами эти игры способствуют коммуникативному, познавательному, двигательному развитию. Основной компонент игры – правила. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребенка – радость оттого, что он действует так, как требуют правила. В совместной деятельности также используются различные игры и упражнения, способствующие развитию основных умений общаться.
Логоритмика. Правильная и красивая связная речь не всегда, к сожалению, дана от рождения. Зачастую приходится прикладывать много усилий для ее формирования. Именно в таких случаях и приходят на помощь развивающие занятия логоритмикой. Элементы логоритмики, которые можно включать в уроки:
• пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук;
• развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
• музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами;
• логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения;
• чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков
Упражнение «Нос к носу». Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху» и т.д.
Разминка «Дружба начинается с улыбки». Сидящие в кругу дети берут за руки друг друга, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую и ласковую улыбку.
Работа в группах и мини – группах.
При работе в группах и мини – группах учащиеся класса делятся на группы при выполнении задания по познанию мира, литературе, трудовому обучению. «Спикером» группы становятся все учащиеся по очереди. Результаты работы каждой группы демонстрируются на доске. Дети учатся:
отстаивать своё мнение,
представлять работу группы,
дискутировать
слушать внимательно друг друга
умение задавать вопросы
выслушивать другого.
У школьников повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты общего труда, формируется самооценка, оценка своих возможностей и способностей.
Работа с родителями.
В наше время, когда книгу для детей и взрослых, к сожалению, почти заменили телевизор и компьютер, когда в речи детей да и их родителей много мусора, грязи, грубости, мало чистоты, полноценной правильной речи, остро ощущается необходимость развивать и коммуникативную компетенцию родителей, прививать им любовь к правильной речи и желание передать эту любовь детям. Актуальнее всего решать данную проблему через систему внеклассной работы. Для этого на родительских собраниях в ход встречи включены цикл лекций на темы: «Родители и дети: проблемы общения», «Как понимать своего ребёнка (обучение элементам активного слушания)», «Компьютерный сленг и мой ребёнок (моё отношение к нему)» и т.д.
Заключение
Обобщив имеющиеся научные разработки по проблеме коммуникативной компетентности, можно сделать вывод, что коммуникативной компетентность - это система психологических знаний о себе и о других, умений, навыков в общении, стратегий поведения в социальных ситуациях, позволяющая строить эффективное общение в соответствии с целями и условиями межличностного взаимодействия. Коммуникативная компетентность является одним из фундаментальных качеств учащихся, коммуникативные знания, умения, навыки, обеспечивают эффективное протекание коммуникативного процесса в обучении.
Автор(ы): Дмитриева Светлана Васильевна
Приложения: