Нейроупражнения в коррекционно-развивающей
работе логопеда
Корсун Ольга Васильевна
Как устроен человеческий мозг? Как его работа связана с организацией высших психических функций — памяти, внимания, мышления? Как все это влияет на поведение человека и его развитие? Эти вопросы входят в сферу интересов нейропсихологии — достаточно молодой науки, которая возникла на стыке двух дисциплин: нейронауки, изучающей широкий спектр нейронных процессов и их связь с физиологией и поведением человека, и психологии.
Нейропсихология помогает понять причины отклонений, которые случаются в ходе формирования познавательных процессов у детей с самого раннего возраста, провести «работу над ошибками», чтобы избежать нежелательных последствий. В работе логопеда нейропсихология помогает определить незрелость всех психических функций и наметить индивидуальный образовательный маршрут для успешной коррекционно-развивающей работы.
Как же нейропсихология может помочь в работе логопеда, спросите Вы? Очень даже может помочь! – отвечу я.
Иван Петрович Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие — это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.
«Речь ребёнка находится на кончиках его пальцев» - это высказывание принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.
По его мнению, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребёнка, то и речевое развитие будет в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и развитие речи.
Это объясняется тем, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Систематическое выполнение нейроупражнений, направленных на развитие межполушарных связей, обеспечивает весьма ощутимый эффект:
· увеличивает скорость восприятия и обработки информации;
· благоприятно влияет на внимание и память;
· способствует развитию мышления и речи;
· помогает справиться с дислексией (проблемами с чтением) и дисграфией (проблемами с письменной речью);
· способствует развитию моторики (общей, мелкой, артикуляционной) и т.д.
Нейроупражнения можно использовать на любом этапе коррекционно-развивающей работы логопеда.
Во время звукопостановки, можно выполнять артикуляционную гимнастику с одновременным движением обеих рук. Например, при чередовании артикуляционных поз «улыбочка» - «трубочка», «качели», «часики», «пышка» - «худышка» и др. подключить поочередные движения правой и левой ладонью. На этапе автоматизации звуков в слогах можно использовать чистоговорки и одновременно двумя руками выполнять несложные рисунки, а на этапе автоматизации звуков в словах можно раскладывать картинки с заданными звуками в разные шкатулки двумя руками одновременно. Упражнения можно использовать как индивидуально, так и во время фронтальной работы. Такие незамысловатые упражнения очень нравятся детям. Успехи показывают даже дети с очень серьезными нарушениями речи!
Используя нейропсихологические упражнения, можно исправить не только отклоняющееся от нормы поведение ребёнка, но и его речевое развитие.
При этом важно помнить, что в коррекционно-развивающей работе необходим комплексный подход. Так, воспитатели могут использовать нейроупражнения на коррекционном часе. Психологи могут с помощью таких упражнений корректировать психические процессы (внимание, память, мышление, восприятие). Инструктор по физической культуре - общую моторику. Родители, как правило охотно идут навстречу новому, а если еще и видят положительные изменения в речевом развитии своих детей, то просят снова и снова новых нейроупражнений.
Автор(ы): Корсун Ольга Васильевна
Приложения: