Роль фольклора в воспитании дошкольников
на музыкальных занятиях
Алексеева Ольга Леонидовна
Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным.
К. Д. Ушинский.
Сегодня, как никогда остро стоит проблема воспитания патриотизма в детях, ведь патриотизм – это не только знание государственных символов или исторических событий, но и глубокая привязанность к своей стране, уважение к ее культурному наследию.
Вот по - этому фольклор является неотъемлемой частью музыкального воспитания дошкольников.
Необходимо приобщать детей к истокам народной культуры. Это позволит формировать у дошкольников патриотические чувства, развивать духовность. Народное творчество является национальным богатством, задача педагогов - сделать их достоянием наших детей.
Фольклор - одна из самых ярких форм выражения народом глубокого чувства любви и привязанности к родному краю, культуре.
Произведения народного творчества создавались на протяжении многих веков, и каждое из них несет в себе опыт, передаваемый из поколения в поколение. Музыкальный фольклор отобразил все детали ежедневного быта человека на Руси.
Содержание русского музыкального фольклора отражает жизнь народа и его опыт, способствует развитию творческого мышления, воображения.
В рамках музыкальных занятий ДОУ это реализуется благодаря использованию таких видов песенного и танцевального творчества как: песни, потешки, заклички, пляски и хороводы, народные игры и игра на народных музыкальных инструментах.
Народные песни – это огромный многожанровый раздел, так как разновидностей песен очень много.
Колыбельные песни – песни, которые слышит ребенок с самого рождения. Это его первое знакомство с родной культурой.
Простые в исполнении, незамысловатые по сюжету попевки дети, начиная с раннего возраста, легко запоминают и с удовольствием подпевают.
Заклички, веснянки знакомят с традициями и праздниками русского народа, учат любить родную природу и бережно к ней относиться.
Хороводные песни очень важны и полезны в музыкальном развитии ребенка, ведь они не только развивают чувство ритма и музыкальный слух. Они способствуют совершенствованию двигательных навыков, облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их. Учат детей действовать вместе, сотрудничать. Знакомят детей с древними традициями и обычаями.
Всем известно, что игра – это основной вид деятельности дошкольников. Фольклорные игры обогащают детский кругозор, вызывают положительные эмоции. Народные игры не только нравятся детям, но и помогают в их всестороннем развитии.
Рекомендуемый список музыкального репертуара ФОП:
Ранний возраст:
1. «Полянка» рус. нар. мелодия, обраб. Г. Фрида.
2. «Колыбельная» муз. В. Агафонникова.
3. рус. нар. мелодия.
4. «Как у наших у ворот» рус. нар. мелодия, обраб. А. Быканова.
5. «Лиса» Рус. нар. попевка.
6. «Идет коза рогатая» рус. нар. мелодия
7. «Бубен», рус. нар. мелодия, обраб. М. Раухвергера.
Младшая группа:
1.«Со вьюном я хожу» рус. нар. песня
2. «Лю-лю, бай», рус. нар. колыбельная.
3. «Петушок», рус. нар. песни.
4. «Ладушки», рус. нар. песни.
5. «Зайчик», рус. нар. песня, обр. Н. Лобачева.
6. «Лю-лю, бай», рус. нар. колыбельная.
7. «Бай-бай, бай-бай», рус. нар. колыбельная.
8. «Ах ты, котенька-коток», рус. нар. колыбельная.
9. «Волшебные платочки», рус. нар. мелодия, обраб. Р. Рустамова.
Средняя группа:
1. «Ах ты, береза», рус. нар. песня
2. «Как у наших у ворот», рус. нар. мелодия
3. «Кукушечка», рус.нар. песня, обраб. И. Арсеева
4. «Закличка. Весна - красна!»
5. «Жаворонушки, прилетите!». Закличка
6. «Пружинки» под рус. нар. мелодию
7. Потопаем, покружимся под рус. нар. мелодии.
8.«Танец с ложками» под рус. нар. мелодию.
9. «Ой, хмель мой, хмелек», рус. нар. мелодия, обраб. М. Раухвергера.
10. «Андрей-воробей»
11. «Сорока-сорока»
Старшая группа:
1.«Ворон», рус. нар. песня, обраб. Е. Тиличеевой.
2.«Андрей-воробей», рус. нар. песня, обр. Ю. Слонова.
3.«Колыбельная», рус. нар. песня.
4.«Приглашение», рус. нар. мелодия «Лен», обраб. М. Раухвергера.
5.«Круговая пляска», рус. нар. мелодия, обр. С. Разоренова.
6.«Пошла млада за водой», рус. нар. песня, обраб. В. Агафонникова.
7.«Ворон», рус. нар. песни.
8.«Заинька», рус. нар. песня, обраб. Н. Римского-Корсакова.
9.«Как на тоненький ледок», рус. нар. песня, обраб. А. Рубца.
10. «Где был, Иванушка?», рус. нар.мелодия, обраб. М. Иорданского.
11. «Гори, гори ясно!», рус. нар. мелодия, обраб. Р. Рустамова.
12. «А я по лугу», рус. нар. мелодия, обраб. Т. Смирновой.
13. «Дон-дон», рус. нар. песня, обраб. Р. Рустамова.
14. «Гори, гори ясно!», рус. нар. мелодия.
Подготовительная группа
1.«Колыбельная» рнп
2.«Андрей-воробей», рус. нар. песня, обр. Ю. Слонова.
3.«Ах ты, береза», рус. нар. мелодия.
4.«Попрыгунья».
5.«Прялица», рус. нар. мелодия, обраб. Т. Ломовой.
6.«Сударушка», рус. нар. мелодия, обраб. Ю. Слонова.
7.«Выйду ль я на реченьку», рус. нар. песня, обраб. В. Иванникова.
8.«На горе-то калина», рус. нар. мелодия, обраб. А. Новикова.
9.«Плетень», рус. нар. мелодия
10.«Сеяли девушки», обр. И. Кишко.
11.«Теремок», рус. нар. песня.
12.«Со вьюном я хожу», рус. нар. песня, обраб. А. Гречанинова.
13.«Как у наших у ворот», рус. нар. мелодия, обр. В. Агафонникова.
14.«Как на тоненький ледок», рус. нар. песня.
15.«На зеленом лугу», рус. нар. мелодия.
16.«Заинька, выходи», рус. нар. песня, обраб. Е. Тиличеевой.
17.«Хожу я по улице», рус. нар. песня, обраб. А. Б. Дюбюк.
18.«Русский перепляс», рус. нар. песня, обраб. К. Волкова.
19.«Во саду ли, в огороде», русская народная песня.
20«Сорока сорока», рус. нар. мелодии.
21.«Я на горку шла».
22.«Во поле береза стояла».
Суммируя все выше сказанное, хочу еще раз подчеркнуть, что применение русского фольклора необходимо в рамках образовательной программы. А воспитание в детях патриотических чувств, просто невозможно осуществить, не усваивая создаваемый веками культурно-исторический опыт русского народа.
Автор(ы): Алексеева Ольга Леонидовна
Приложения: