Развитие музыкальных способностей детей младшего
школьного возраста на основе ансамблевого исполнительства

Толстова Екатерина Владимировна

Традиция совместного музицирования представителей скрипичного семейства уходит далеко вглубь веков. Камерные, симфонические оркестры, струнные квартеты и т.п. уже в ХХ веке становятся основным видом деятельности профессиональных музыкантов. Но ансамблевое музицирование издавна известно не только как разновидность исполнительской деятельности, но и как вид и форма обучения музыке.

В современной практике преподавания обычным является обучение в ансамбле детей среднего и старшего школьного возраста: они уже достаточно владеют техническими возможностями, у них хорошо развиты музыкальное и слуховое восприятие, а также, что не маловажно, коммуникативное способности.

НО опыта работы с детьми младшего школьного 1-го, 2-го года обучения в этой области нет.  А почему?  Ведь при обучении детей младшего возраста многие первые произведения могут удачно зазвучать как раз в ансамбле. Довольно скромные технические возможности начинающих скрипачей далеко не сразу приводят к ожидаемым художественным результатам. Тем не менее занятия в ансамбле развивают у детей определённые игровые навыки. Например ‑ восприятие единой метрической и ритмической пульсации, согласованность штрихов, динамики. Развитие такого комплекса происходит в процессе развития слуховых и двигательных игровых навыков. Не последнюю роль в этом играют музыкальные слуховые представления. Звучание ансамбля скрипачей более однородно и выгодно выделяется на фоне звучания скрипки соло с фортепиано.

В струнном ансамбле каждому ребёнку независимо от технических возможностей и способностей найдётся роль для него очень важная и нужная. Значение занятий в ансамбле для ребёнка младшего возраста трудно переоценить. Прежде всего, это профессиональное аргументированное общение со сверстниками. В младшем возрасте дети с вдохновением играют и общаются между собой. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – игра ‑ способствует развитию мотивационной сферы ребёнка. Возникают новые интересы и связанные с ними цели. Ребёнок уже начинает планировать смысл своей деятельности. Огромную роль играет присутствие других детей. В этом возрасте детям подчас не хватает самодостаточности, что связано с неумением и малым понятийным запасом. Именно общение со сверстниками является очень важным условием для самовыражения и преодоления застенчивости. В форме игры на занятиях ансамбля можно успешно и с удовольствием для ученика преодолевать психологические проблемы этого возраста.

В современной музыкальной педагогике ведущей тенденцией является активное внедрение развивающего обучения на всех уровнях музыкального образования. В связи с этим главной целью обучения в струнном ансамбле должна стать реализация заложенных в ребенке возможностей путем развития его индивидуальности и воспитания личности. За свою историю методика преподавания накопила обширный арсенал методических средств, приемов и методов обучения игре на скрипке.

Наш опыт общения с учащимися показывает, что игра в подобном ансамбле может их очень привлечь. Партия каждого участника ансамбля не так сложна, как если бы это же произведение было написано для одного исполнителя или для дуэта. Но, задумав объединить маленьких музыкантов в коллектив, мы сталкиваемся  также с трудностями, которые касаются подбора репертуара. В связи с этим возникают противоречия:

  • между богатыми традициями ансамблевой музыки и отсутствием пьес репертуара ансамбля для совсем маленьких скрипачей, которые могли бы заинтересовать учащихся;
  • между достижениями в исполнительском мастерстве и недостаточной информированностью учащихся в этой области;
  • между психологическими особенностями учащегося и традиционной формой индивидуального обучения.

Проанализировав сложившуюся ситуацию, пришли к выводу, что, независимо от сложившейся практики,  есть необходимость создания ансамбля малышей, который бы  плавно готовил маленьких скрипачей к участию в более старшем ансамбле. 

Так возникла идея проекта, посвященного проблемам музыкального воспитания учащихся путем приобщения их к ансамблевой игре.

На основании обозначенных противоречий проблема, которую следует решить в ходе реализации проекта, заключается в необходимости совершенствования преподавания курса скрипки для детей младшего школьного возраста посредством ансамблевого музицирования. Какими же должны быть педагогические условия сопровождения учащихся в процессе такого обучения в классе ансамбля? Данная проблема определила направление поисков для выявления единства факторов музыкального воспитания и исполнительской деятельности, направленных на духовное развитие учащихся в процессе совместного музицирования. В результате появилась потребность обобщить и систематизировать уже имеющийся опыт работы со старшими группами ансамбля и приобрести новый уникальный свой.

Таким образом, актуальность определяется обобщением современного передового опыта в обучении ансамблевой игре, создание репертуара для исполнения ансамблей начинающих скрипачей, направленного на оптимизацию творческого потенциала учащихся на основе приобретаемых знаний, умений и навыков, формирование устойчивого интереса к ансамблевому исполнительству.

Затронутая тема является одинаково важной и для педагогов, и для образовательного учреждения. Для образовательного процесса жанр ансамбля скрипачей имеет ряд привлекательных качеств, выделяющих его из ряда специальных дисциплин. По сравнению с сольным ансамблевое исполнительство оказывает благотворное влияние на его участников не только в профессиональном плане, но и формирует личностные качества: чувство взаимного уважения, поддержки и партнерства. Игра в коллективе предоставляет прекрасную возможность, как для творческого, так и дружеского общения участников. У них появляется потребность в общении со своими сверстниками, способность к абстрактному мышлению, повышенная эмоциональность. Обучение в нем дает детям навыки коллективной игры, развивает чувство ансамбля, память, ритм, внимание. Занятия воспитывают в детях дисциплину, умение свободно держаться не только на сцене, но и в кругу сверстников и взрослых, умение общаться в коллективе, развивают эмоциональность и художественный вкус. Кроме того, помогают детям почувствовать себя артистами, так как уже на самом первом этапе обучения они видят результаты своей работы. Испытав радость удачных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста.

Согласно данным детской психологии, только яркий эмоциональный тонус создает условия для образования устойчивых рефлекторных навыков. Если у ребенка нет положительного тонуса, то новые рефлекторные связи не образуются, а возникшие не закрепляются. Этими законами психологии, наряду с общими методическими установками, и должен руководствоваться в своей работе с детьми преподаватель ансамблевого класса.

 Это положение особенно актуально для учащихся младших классов, так как у них еще недостаточно развиты музыкально – технические навыки, необходимые для сольного музицирования. При этом участие в концертах является одним из мощнейших стимулов поддержания интереса к дальнейшему обучению.

Создание проекта продиктовано необходимостью показать формы работы, которые могли бы приблизить искусство, таящее возможности духовного обогащения. В целом, наш проект вписывается в основную стратегию деятельности «Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных», направленной на воспитание гармонично развитой личности, способной к взаимодействию, творческому самоопределению в процессе деятельности и общения, социальной адаптации в коллективе. Приоритетной является  модель образования, которая имеет целью всестороннее развитие учащихся, то есть комплексное развитие интеллектуального, эмоционального компонентов личности, так как социальная ситуация выдвигает на первый план личность, способную действовать универсально в любой сфере деятельности.

В основу проекта положена гипотеза, которая строилась на предположении о том, что эффективность подготовки учащихся на занятиях ансамбля скрипачей будет достигнута, если:  поддерживать устойчивый интерес к занятиям музыкой путем создания психологически комфортных условий во время творческого сотрудничества педагогов и учащихся; создать новый репертуар, ориентированный на детей младшего возраста; развивать самостоятельность учащихся в процессе работы над произведениями; осуществлять педагогическое руководство исполнительской деятельностью учащихся в процессе занятий.

Это положение подтверждается целями  - создание условий для развития творческих способностей детей 1-го и 2-го годов обучения на основе ансамблевого музицирования как фактора развивающего обучения; развитие мотивации учащихся к познанию и углубление музыкального опыта через освоение совместного музицирования; приобщение учащихся к достижениям мировой музыкальной культуры и художественным ценностям.

Воспитательные задачи:

  1. Стимулировать интерес обучающихся к занятиям в классе ансамбля.
  2. Воспитывать культуру ансамблевого музицирования.
  3. Углублять музыкально-практические и теоретические знания в связи с работой в классе ансамбля.
  4. Воспитывать любовь к классической музыке и творчеству современных композиторов.
  5. Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.
  6. Воспитывать эмоциональное восприятие ансамблевых произведений.
  7. Формировать духовно-нравственные качества личности через расширение возможностей общения с искусством.
  8. Развивать у обучающихся личностные качества, способствующие обогащению внутреннего мира: чувства коллективизма, ответственности,.  
  9. Воспитать в учащихся чувство уверенности в своих силах для приобретения опыта социализации в жизни.   

Методы работы над проектом включали в себя:

  • изучение и анализ психолого-педагогической, методической и нотной литературы по проблемам проекта;
  • анализ и обобщение собственного опыта работы в классе ансамбля путем  концертных выступлений учащихся, обсуждений с педагогами;
  • изучение репертуара в области переложений для ансамбля;
  • методы педагогического наблюдения, бесед и опросов обучающихся;
  • практическая деятельность по реализации проекта.

 Наш проект должен привести к следующим итогам:

  • повышению заинтересованности учащихся в обучении; 
  • создание репертуара для ансамблей скрипачей младшего школьного возраста;
  • совершенствованию исполнительского мастерства учащихся через освоение новых произведений и подготовку концертных программ;
  • реализации полученных ансамблевых умений и навыков в концертной и конкурсной деятельности.   
  • это умения и навыки, освоенные учащимися Дворца творчества юных и являющиеся актуальными для них; 
  • это совместное творчество и его практическое воплощение; 

Состав ансамбля: учащиеся 1-2 года обучения струнного сектора.   Детям в этом возрасте очень нравятся сказки. И, конечно, было решено выбрать для репертуара сказочные произведения. Ребята активно делятся своими любимыми произведениями, увиденными и прочитанными. В этот момент роль педагога заключается в умелом направлении процесса поиска, вынесении на обсуждение известных и не очень сказок, имеющих музыкальное переложение. Яркие образы сказки Дж. Родари «Чиполлино» знакомы  всем. Великолепная музыка Хачатуряна к одноименному балету не оставила равнодушными ни взрослых, на детей.

      После выбора произведения дети получили задание: прочитать произведение Дж. Родари; посмотреть мультфильм Союзмульфильма «Чиполлино»; балет в исполнении Михайловского театра; услышать в них музыку Хачатуряна; зарисовать наиболее понравившиеся сцены из произведения, подготовить рассказ, почему имена эта сцена понравилась.

В итоге были выбраны две сцены «Строительство домика Тыквы» и

 «Выход синьора Помидора». На этом первый организационно-подготовительный этап был закончен.

Второй этап был связан с выполнением методической и педагогической работы, которая состояла: в переложении для ансамбля скрипачей 1-х, 2-х и 3-х скрипок отрывков из балеты Хачатуряна «Строительство домика Тыквы» и «Выход синьора Помидора» (обр. М.В. Комарчевой); получение необходимых навыков совместного музицирования; разучивание непосредственно произведений индивидуально и совместно.

Отдельно хочется важность владения множеством методических инструментов, опыта преподавания руководителя ансамбля, личная включенность, нацеленность на результат, чтобы уметь не только «зажечь» огонек в глазах  малышей, но и поддерживать на протяжении всего этапа освоения произведения.

 На начальном этапе для решения всех этих задач совершенно необходим тренировочный материал. В частности, гаммы. Детям дошкольного и младшего школьного возраста  предлагается придумать текстовое сопровождение к гаммам (слоги, либо простые четверостишия). Гаммы необходимы для тональной настройки. Развитие навыка «слушать и слышать» даёт объёмное ощущение интонации (в дальнейшем ощущение партитуры и своей партии в ней). Как правило, малышам труднее даются бемольные тональности, поэтому постепенно их нужно вводить в репертуар.

Значительную пользу приносит работа над штрихами в гамме. Такие штрихи, как несимметричные, триольные, с элементами пунктира представляют для малышей определённую трудность. Большое внимание отводится легато, требующему одинаковой ритмической пульсации, точной скорости распределения смычка.

Исполнение гамм различными штрихами имеет большое значение в развитии единых игровых навыков у ансамблистов.

Следует отметить, что занятия в ансамбле такого рода не означают изменение индивидуальной техники игры, воспитанной у ребёнка в классе специальности. Здесь, прежде всего, имеет место координация слуховых навыков в процессе совместного музицирования, формирование профессиональной дисциплины и организованности.

Также в гаммах можно добиться осознанного исполнения динамики и фразировки.

Для малышей охват задач большой. И в этом случае также значительную играют роль возрастные особенности. Появляются новые мотивы: достижение успеха, соревнование. Такие тренировочные занятия по времени могут быть различны, но главное правило ‑ они не могут быть скучными. Для детей очень важен в этом возрасте элемент игры.

На начальном этапе ощутимый результат даёт изучение в сочетании с гаммами небольших по объёму и легко заучиваемых на память простых двухголосных пьесок.

Неоценимую роль в обучении играет чтение с листа. Овладение навыком грамотного чтения с листа в дальнейшем сослужит хорошую службу для начинающего скрипача.

Использование в работе ансамбля элементов импровизации (пусть это всего лишь простое и лёгкое двухголосие), учит детей не только слышать мелодические линии, а и мыслить ими.

После освоения первоначальных навыков совместной игры приступаем к разучиванию индивидуальных партий участников. Произведения переложены для 3-х скрипок, по уровню владения инструмента. 

Наш проект задумывался как плод творческого содружества учащихся и  педагогов классов индивидуального обучения. Его реализация строилась на совместной координации действий, где особую важность приобретает умение находить контакт не только с учащимися, но и между педагогами, ясно излагая свои мысли при совместном создании художественного образа произведения, что всегда удавалось достичь путем обсуждения вариантов исполнения, поиска более эффективных приемов исполнения. Помощь педагогов в классах специальности, таким образом, является необходимым условием успешного воплощения в жизнь данного проекта. 

Отдельно следует сказать об организации самостоятельной работы учащихся в домашних условиях. При игре в ансамбле возможность подготовки в домашних условиях всего состава ансамбля, естественно, невозможны. Поэтому дома можно собираться парными составами: по два участника, играющие одинаковые партии. Преподавателям необходимо помочь учащимся рационально распределить и использовать время для самостоятельной работы в домашних занятиях, помочь обеспечить совместные занятия в школе не только в урочное, но и внеурочное время.

Важный момент – объединение всех участников ансамбля. Постепенно вырисовываются картины сказки. Очень интересный, творческий этап для исполнителей. Здесь фантазии детей раскрашивают образы выбранных героев. Они слышат стук молоточка при строительстве домика бедного Тыквы, видят разъяренного синьора Помидора, который норовит лопнуть от гнева. Дети в восторге от того, что они  вместе могут создать яркий музыкальный образ. Вместе им под силу то, что не поддается по одному. В итоге с этим творческим задором они выходят на сцену. Надо сказать, что выступление младшей группы ансамбля скрипачей всегда проходят с «огоньком», вызывая неподдельный восторг у зрителей.  Наши совместные усилия приложены не зря!

      Итогом запланированных мероприятий явилось:

-Выявление несомненной эффективности занятий в ансамбле скрипачей   учащихся младшего школьного возраста.

-Убежденность педагогов в том, что ансамблевое музицирование как фактор развивающего обучения способствует комплексному развитию  музыкальных способностей учащихся.

-Составление репертуара  и составление сборника переложений для ансамбля.

-Участие в концертах и конкурсах различного уровней. 

-Повышение заинтересованности в результатах обучения, возрастание мотивации к процессу обучения.

-Рост исполнительского уровня участников ансамбля не только в совместном музицировании, но и в сольном исполнительстве. Учащихся стали привлекать программы повышенной степени сложности.

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 


Автор(ы): Толстова Екатерина Владимировна
Приложения: