Особенности когнитивной сферы современных подростков
Полякова Анастасия Дмитриевна
Когнитивная сфера подростков представляет собой ключевую область их развития, охватывающую процессы мышления, памяти, внимания и восприятия. Этот период характеризуется значительными изменениями в интеллектуальном развитии, что обусловлено как физиологическими, так и социальными факторами. В данной статье рассматриваются особенности когнитивной сферы подростков, а также влияние этих изменений на их поведение и учебную деятельность.
Развитие когнитивных процессов
Интеллект и мышление
В подростковом возрасте происходит активное развитие интеллекта и мыслительных процессов. Подростки начинают использовать более сложные формально-логические операции, что позволяет им абстрагироваться от конкретных объектов и рассуждать на более высоком уровне. Это развитие включает в себя переход от механического запоминания к смысловому, что означает, что подростки начинают понимать и осмысливать информацию, а не просто запоминать её.
Память и внимание
Память в этот период становится более организованной и регулируемой. Подростки учатся управлять своим вниманием, что позволяет им сосредотачиваться на значимых для них задачах.Исследования показывают, что внимание становится произвольным и контролируемым процессом, что способствует улучшению учебной деятельности. Важно отметить, что отсутствие интереса к материалу может привести к поверхностному восприятию информации
Воображение и творческие способности
Развитие воображения также играет значительную роль в когнитивной сфере подростков. В этом возрасте они начинают соединять воображение с мышлением, что позволяет им решать более сложные задачи и генерировать новые идеи. Творческие способности становятся более выраженными, что открывает новые горизонты для самовыражения и учебной деятельности.
Социализация и индивидуализация
Подростковый возраст — это период активной социализации, когда молодые люди начинают осознавать свою индивидуальность и место в обществе. Когнитивные процессы играют важную роль в этом процессе. Способность к глубоким обобщениям и пониманию абстрактных понятий помогает подросткам адаптироваться к социальным нормам и требованиям. Таким образом, когнитивная сфера не только способствует интеллектуальному развитию, но и влияет на формирование социальной идентичности.
Проблемы и трудности
Несмотря на положительные изменения в когнитивной сфере, подростки сталкиваются с рядом трудностей. Например, неравномерное развитие различных когнитивных процессов может приводить к проблемам в учебе. Некоторые подростки могут испытывать сложности с концентрацией внимания или запоминанием информации, особенно если они не заинтересованы в предмете.
Заключение
Когнитивная сфера подростков характеризуется значительными изменениями и развитием. Подростки становятся способными к абстрактному мышлению, улучшают свои навыки памяти и внимания, а также развивают творческие способности. Эти изменения играют важную роль в их социализации и формировании индивидуальности. Однако необходимо учитывать возможные трудности в развитии когнитивных процессов, которые могут негативно сказаться на учебной деятельности и социальной адаптации подростков. Поддержка со стороны родителей и педагогов может помочь преодолеть эти трудности и способствовать полноценному развитию когнитивной сферы личности подростка.
Список литературы:
1)Психологическая диагностика сфер личности [Электронный ресурс] : лабораторный практикум / Урал. гос. пед. ун-т; авт.-сост. Ю. Е. Водяха. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2018 – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)
2)Учебно-методическое пособие «Риски в цифровой среде: диагностика, профилактика, коррекция». – М: АНО «Центр глобальной ИТ-кооперации», 2024. – 152 c.
3)Цихончик Е. А. Особенности и назначение когнитивной сферы личности подростка // Вестник ВГТУ. 2013. №5-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-naznachenie-kognitivnoy-sfery-lichnosti-podrostka (дата обращения: 18.12.2024).
Автор(ы): Бурмистрова Анастасия Дмитриевна
Приложения: