Воспитательная практика
Киноурок на театральной сцене
Карасева Марина Алексеевна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ лицей № 395 Санкт-Петербурга
Важным для создания постановки театральной студии является выбор пьесы, которая была бы актуальна, понятна и интересна всем участником. К тому же она должна нести воспитательную ценность для зрителей. Совершенно неожиданно в театральной студии нашего лицея «Звезда Прометя» возникла воспитательная практика «Киноурок на театральной сцене», которая позволила решить вышеперечисленные задачи. В нашем образовательном учреждении реализовывается программа воспитания «Киноуроки в школах России и мира». Киноурок предполагает: просмотр короткометражного художественного фильма, обсуждение нравственной темы, затронутой в фильме, и разработки социальной практики - коллективный созидательный труд по инициативе школьников закрепляет нравственное качество, побуждает к дальнейшему его проявлению. Обратившись к постановке патриотической тематики, с целью вызвать эмоциональный интерес, раскрыть образ героя руководитель предложила воспитанникам просмотреть и обсудить фильм «Лошадка для героя» из программы «Киноуроков». Сюжет вызвал глубокий отклик в сердцах детей, а обсуждение переросло в диалог о ценностях, поднятых в фильме: любовь к Родине, самопожертвование, и, конечно же, чувство долга — тонкая, но очень прочная нить, связавшая такие разные судьбы подростков через 80 лет. И, в качестве социальной практики, участники предложили воплотить сюжет на сцене. Чтоб не нарушить авторские права, обратились к сценаристу и режиссеру фильмов проекта «Киноуроки» Елене Дубровской, которая поддержала нашу инициативу. Таким образом, появилась литературно-хореографическая композиция «Книжные дети». Но воспитательная практика продолжилась и после показа композиции обучающимся 4-11 классов. Со зрителями завязался диалог о понимании проявления чувства долга через принятие ответственности и бескорыстное созидательное действие во благо людей, о чувстве единения и сплоченности, умения взаимодействовать в коллективе. Тема постановки побудила индивидуальное рассуждение и коллективное обсуждение, культуру общения и речи, умение вести бесконфликтный диалог, умение слушать окружающих, анализировать мнение другого, отстаивать свою точку зрения, прогнозировать последствия своих действий. Описание практики Актуальность Репертуар имеет огромное значение в воспитании созидательных качеств личности подростка. Правильно подобранный репертуар обеспечивает возможность решения художественно-творческих и воспитательных задач одновременно. Чем богаче и разнообразнее репертуар коллектива, созданный художественным руководителем с разными индивидуальностями и 2 творческим подчерком, тем шире возможности для раскрытия юных дарований. Инновационные характеристики Наиболее эффективное воздействие на современных детей сегодня оказывает игровое кино. Кинематограф владеет широким спектром драматургических и аудиовизуальных возможностей, обладающих суггестивным эффектом в восприятии произведения. Фильмы, созданные в гуманистических принципах искусства специально для школьников и с их непосредственным участием, способны дать мощный толчок к развитию мотивации у детей. Использование киносценариев проекта «Киноуроки в школах России и мира» для разработки пьес, адаптации киносюжета к театральной сцене – возможность для построения траектории воспитания и самореализации воспитанников театральной студии. Механизмы (алгоритм) реализации. 1. Любая постановка начинается с определения нравственного качества, раскрываемого в сюжете, задача которого — вызвать эмоциональный интерес, раскрыть образ героя, модель поведения. 2. Выбирается фильм из предложенных проектом «Киноуроки». Фильм обязательно обсуждается, что помогает раскрыть авторский замысел содержания, расставить акценты при формировании восприятия вводимого понятия, его значения и вариантов проявления в жизни. В результате у детей возникает потребность подражать героям, обладающим рассматриваемым качеством. 3. Обсуждается и определяется театральная форма будущей постановки: театральная миниатюра, литературная композиция, спектакль и т.д. 4. Разрабатывается сценарий, костюмы, декорации, подбирается музыкальное сопровождение. 5. Репетиции: работа над текстом, сценическим движением, хореографическими фрагментами. 6. Театральные показы. 7. Обсуждение темы постановки со зрителем. Результативность и эффективность практики Практика дала не только воспитательный эффект духовнонравственного развития участников и зрителей. Но и позволила воспитанникам театральной студии определиться в выборе дальнейшей профессии. На базе нашего учреждения снимались два фильма проекта «Киноуроки». Дети изнутри наблюдали за творческим процессом – работа режиссера, операторов, осветителей и т.д. Перед съемками фильмов всегда проходит кастинг на участие. Ребята студии регулярно успешно его проходят. Но, как оказалось, окунувшись в мир кино, невозможно вернуться обратно. Фильм «Шайба» (2016) – Игорь Николаев, исполнитель главной роли выпускник лицея 2017 года, в 2021 году окончил Российский 3 государственный институт сценических искусств. Сейчас актер театра кукол. Фильм «Если бы не я» (2019) – Иван Плотников, исполнитель главной роли, выпускник лицея 2019 года, сейчас студент 4 курса Петербургского университета культуры и искусств факультета режиссуры. Фильмы «Александр» (2020) и «Призвание» (2023) – Кузнецов Игорь, исполнитель роли второго плана, ученик 11 класса, планирует в 2023 году поступление в Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения на факультет экранных искусств, специализация – Режиссер игрового кино- и телефильма.
Автор(ы): Карасева Марина Алексеевна
Приложения: