Владимирская Ольга Дмитриевна, директор ЧОУ «Школа Эксресс» Санкт-Петербурга, кандидат педагогических наук 

Как это ни парадоксально прозвучит, но старую, добрую профессию учителя я бы назвала одной из ведущих профессий 21 века. Правда, в новом столетии она приобретет иные очертания и иной смысл: учитель станет другим. ЮНЕСКО провозгласила 21 век веком образования. По сути, мы вступаем в эпоху перманентного обучения, при котором существенное внимание будет уделено непрерывному самообразованию. Наш век – это век кардинально меняющихся технологий, век перехода «на цифру», поэтому и образование стремительно приобретает новые черты. Оставаясь ретранслятором ускоренно обновляющихся знаний, оно усиливает свою просветительскую, цивилизационную миссию. Образование – это оплот здравого смысла, культуры, гуманизма, миролюбия. Человечество в своем технологическом развитии и технократическом раже не должно зайти слишком далеко, от самоубийственных проектов человечество сможет удержать именно образование. Мы никогда не должны забывать об особой, философской сущности профессии учителя, - профессии, цементирующей мир: учитель соединяет поколения, детей и родителей, прошлое и будущее, общественные сословия, институты гражданского общества. Он находится в сердцевине государственного устройства. Через него передаются знания, навыки, мораль, опыт. Сегодняшняя традиционная школа была задумана в уходящую индустриальную эпоху – по образцу заводов и фабрик. Даже школьный звонок чем-то напоминает фабричный гудок. На дворе – информационный век. Должна поменяться и школа. Извечные образовательные вопросы «КАК?» и «ЧТО?» тоже надо менять. Чему теперь следует учить в школе? Учить всему уже невозможно. Учить в школе необходимо универсальным вещам. Как это сделать, если мы не отходим от классноурочной системы? Мы утверждаем, что не столь важно, что человек знает, важнее, как он умеет этим пользоваться. Важно, как он эти знания адаптирует в своей жизни. При этом как быть со стандартами, которые по-прежнему для всех одинаковы? Попробуем пофантазировать: каждому ученику предоставлена возможность освоить стандарт, ему предоставлена платформа, где уже выложены все задания и проверочные материалы, которые необходимо выполнить в учебном году. Ученик выбирает, какие предметы он может изучить самостоятельно, находясь в постоянном диалоге с учителем-предметником в интерактивном режиме, встречаясь с учителем очно для получения аттестации. Мы говорим о сочетании форм получения образования: очной, очно-заочной, образования в семье, самообразования. При этом важно использование дистанционных технологий вкупе с педагогической поддержкой. В цифровую эпоху переход к модели, интегрирующей принципы традиционной организации учебного процесса и возможности электронных ресурсов, кажется логичным. Мы живем в мире, где значительная часть нашей деятельности проходит в виртуальной среде. Достижения информационных технологий сами по себе способствовали развитию смешанных форм получения образования. Дистанционные технологии, в сравнении с традиционными форматами, обладают несомненными 14 конкурентными преимуществами. Это прежде всего – индивидуальный подход к каждому ученику, персонификация обучения. В данном случае ребенок в процессе учебы движется по собственному образовательному маршруту, в своем ритме, следуя своим учебным и внеучебным интересам. Ни в какой другой системе педагоги не общаются так тесно с детьми, как при совмещении форм обучения. Ученику – персональное внимание. Здесь никому не удастся «отсидеться». Кроме того, ребенок приобретает навыки самообразования и самоорганизации. Дистанционные технологии дают возможность ученику выбирать время и место обучения. Ребенок учится нести ответственность за свое образование. Немаловажно, что при усвоении образовательного контента в современном цифровом формате у ученика развивается информационная культура, он осваивает основы информационной безопасности. Выпускники, которые получили образование в таком формате, более активны при обучении в вузах. Представляется, что вскоре работодатели будут в первую очередь благосклонны именно к тем соискателям, кто сочетал в своем обучении разные формы получения образования и активно использовал дистанционные технологии. Такие юноши и девушки будут подготовлены к новой форме трудовой занятости – удаленной работе, которая становится столь распространенной во всем мире. Каким должен быть учитель XXI века? Часто повторяют, что учитель теперь не является единственным источником знаний для ученика. В современном киберпространстве великое множество образовательных ресурсов. Лучшие учебные заведения мира выкладывают свои обучающие курсы на интернет-порталах. Цифровые технологии пронизывают весь процесс обучения. Учителя уже не стоят у доски с мелом в руках, они превращаются в педагогов-организаторов, тьюторов, консультантов, методистов, создателей алгоритмов обучения. Кроме того, они активно учатся, и не только на традиционных курсах повышения квалификации, они учатся у своих учеников. Создание такого направления в получении образования – снизу-вверх – является важной особенностью нашего времени. Очень хочется его «узаконить» в школе. В огромном море самой противоречивой информации учителя призваны выступать в роли ее дозаторов, экспертов достоверности, должны стать дирижерами процесса обучения. В этом нередко им нужна помощь учеников. Учителя сегодня и завтра – тренеры и наставники, которые направляют своих учеников к новым открытиям в их познавательном путешествии. Подчеркну, в современной школе упор необходимо сделать на системном развитии практических компетенций и социальных навыков (Soft skills): коммуникативности, эмоционального интеллекта, лидерских качеств, проектного мышления, наставничества, ответственности, креативности, гибкости и принятия критики, обучаемости, настроенности на непрерывное самообразование. Soft skills – это навыки успехи. Согласитесь, от планомерного развития Soft skills не только человек становится другим – прогрессивным, творческим, ответственным, интеллигентным, но и общество в целом начинает выглядеть по-иному – цивилизованным, развитым, передовым, зрелым. Учитель должен это понимать. Роль учителя в контексте грядущих экономических и социальных метаморфоз трудно переоценить. Учителю предстоит меняться. Помощь в образовании учителям очень нужна, но гораздо важнее желание самого учителя меняться и развиваться


Автор(ы): Лазодмин Олег Иванович
Приложения: