Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы

Ветка рябины

Смирнова Наталья Валентиновна

Ход НОД

Воспитатель: Сегодня утром пришел почтальон и принес посылку в наш детский сад. На посылке написан наш адрес: г. Санкт-Петербург, поселок Торики, ул. Политрука Пасечника, д. 14

Воспитатель: - Ребята посылка предназначена нам с вами. Давайте откроем и посмотрим, что в ней. (Дети с воспитателем открывают посылку и рассматривают её содержание, находят письмо и гроздь рябины).

Воспитатель читает письмо:

- Наступила поздняя осень: чаще идут дожди, ночью случаются заморозки, листья с деревьев все опали, и лес уже не радует нас своим разноцветным нарядом. Наша перелётная стая скоро покинет родные края и отправится в дальнее путешествие. Мы не хотим, чтобы вы грустили и дарим вам кисть рябины, которая будет напоминать вам об золотой осени. Пройдёт зима, наступит весна, и мы снова увидимся. Ваши друзья скворцы!

Воспитатель: Как вы думаете, почему скворцы прислали нам гроздь рябины?

Предполагаемые ответы детей: потому, что скворцы любят ягодки рябины.

Воспитатель: - Я знаю стихотворение. Закройте глаза, послушайте, и представьте, как прилетела стайка птиц к дереву. Тихо звучит музыка леса

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя его клюют.

Воспитатель: - А еще у каких деревьев листья горят красным факелом?

Предполагаемые ответы детей: клен, осина, рябина.

Воспитатель: - Посмотрите на этот лист рябины, как будто много маленьких листиков на одной веточке сидят. Скажите, какого цвета листик у рябинки? 

Предполагаемые ответы детей: красного.

Воспитатель: - У этого дерева ещё есть плоды. Красная ягодка – это плод.

Воспитатель: - Вот как написала стихотворение поэтесса Ирина Токмакова о ягодке рябинки.

Красненькую ягодку

Мне дала рябинка.

Думал я, что сладкую,

А она, как хина.

То ли эта ягодка

Просто не созрела,

То ль рябинка хитрая –

Пошутить хотела.

Воспитатель: - О чём это стихотворение?

Предполагаемые ответы детей: О рябинке. 

Воспитатель: Хина – это дерево, у которой очень горькая кора. Поэт сравнила эти деревья.

Воспитатель: - Какая ягодка рябины? 

Предполагаемые ответы детей: Красная, горькая, кислая, оранжевая.

Воспитатель: - Ранней осенью рябиновые ягоды горькие и кислые, но стоит ударить первым морозцам, они становятся приятными на вкус, и нет лучшего угощения птицам, чем ягоды рябины. А хорошие хозяйки время даром не теряют: из рябины варят варенье и джемы, делают лекарственные настои, которые спасают от разных болезней.

- Вот сколько полезного даёт нам дерево рябина.

Воспитатель: ребята давайте еще раз рассмотрим ветку рябины и украсим группу красивыми панно с её изображением.

Воспитатель: Ягодки рябины собраны в красивую гроздь, по своей форме напоминающую овал, внутри которого собраны ягодки. Они похожи на маленькие шарики, ярко красного и оранжевого цвета. Ягодки похожи друг на друга, как сестры – близнецы.

Воспитатель. Прежде, чем мы начнём рисовать рябину, давайте разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер по лесу летал,

(Плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

(Загибаем по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой,

Вот последний лист с осинки

(Спокойно укладываем ладони на стол)

Ветер бросил на тропинку.

Воспитатель: Теперь мы можем приступить к работе. Ребята какими способами можно нарисовать рябину?

Предполагаемые ответы детей: кистью, ватными палочками, пальчиками.

Дети вместе с воспитателем проходят к столам и выбирают способ рисования рябины.

 Стол №1

На столе лежат кисти, гуашь, ватные палочки и отпечаток картонной втулки.

Воспитатель: Листья у нас будут изображать с помощью картонной втулки, а ягодки ватными палочками.

Воспитатель. Вспомним с вами как нужно подготовить инструмент. Берем втулку и немного деформируем её двумя пальцами обеих рук. Пальчиками сдавливаем втулку в двух местах. Наш инструмент готов. Стол № 2

Воспитатель: Изображаем листья толстой кистью способом «примакивания» с использованием оттенков желтого, зеленого, оранжевого цвета. Ягодки рябины рисуем способом тычка ватными палочками.

На столе лежат кисти, гуашь, ватные палочки

листья - "примакиванием", ягоды - способом "тычка" ватными лочками).

Стол № 3

На столе лежат кисти, гуашь, штампы

Изображение ветки рябины в нетрадиционной технике с использованием штампов. После того как листочки и ягодки высохнут, рисуем на листьях прожилки фломастером, а на ягодках – черные точки.

Воспитатель. Ребята выберите пожалуйста каким способом вы хотите изобразить рябину.

Дети садятся за столы. Воспитатель следит за осанкой. В процессе работы нужно следить за тем, как рисуют дети. Напоминать, чтобы они аккуратно и правильно использовали краски, своевременно пользовались салфеткой.

Воспитатель. После выполнения работы воспитатель предлагает размяться.

Физминутка «Рябинка»

На холме стоит рябинка, Потягивания – руки вверх.

Держит прямо, ровно спинку.

Ей не просто жить на свете - Вращение туловищем вправо – влево.

Ветер крутит, крутит ветер.

Но рябинка только гнётся,

Не печалится - смеётся. Наклоны в стороны.

Вольный ветер грозно дует

На рябинку молодую. Дети машут руками, изображая ветер.

Воспитатель: Теперь в нашей группе всегда будет жить частичка Осени, а вашими панно мы украсим группу и выставку детского сада. И с наши рябинками – факелами, нам совсем не будут страшны морозы и метели. 

 


Автор(ы): Смирнова Наталья Валентиновна
Приложения: