Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы
Ветка рябины
Смирнова Наталья Валентиновна
Ход НОД
Воспитатель: Сегодня утром пришел почтальон и принес посылку в наш детский сад. На посылке написан наш адрес: г. Санкт-Петербург, поселок Торики, ул. Политрука Пасечника, д. 14
Воспитатель: - Ребята посылка предназначена нам с вами. Давайте откроем и посмотрим, что в ней. (Дети с воспитателем открывают посылку и рассматривают её содержание, находят письмо и гроздь рябины).
Воспитатель читает письмо:
- Наступила поздняя осень: чаще идут дожди, ночью случаются заморозки, листья с деревьев все опали, и лес уже не радует нас своим разноцветным нарядом. Наша перелётная стая скоро покинет родные края и отправится в дальнее путешествие. Мы не хотим, чтобы вы грустили и дарим вам кисть рябины, которая будет напоминать вам об золотой осени. Пройдёт зима, наступит весна, и мы снова увидимся. Ваши друзья скворцы!
Воспитатель: Как вы думаете, почему скворцы прислали нам гроздь рябины?
Предполагаемые ответы детей: потому, что скворцы любят ягодки рябины.
Воспитатель: - Я знаю стихотворение. Закройте глаза, послушайте, и представьте, как прилетела стайка птиц к дереву. Тихо звучит музыка леса
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя его клюют.
Воспитатель: - А еще у каких деревьев листья горят красным факелом?
Предполагаемые ответы детей: клен, осина, рябина.
Воспитатель: - Посмотрите на этот лист рябины, как будто много маленьких листиков на одной веточке сидят. Скажите, какого цвета листик у рябинки?
Предполагаемые ответы детей: красного.
Воспитатель: - У этого дерева ещё есть плоды. Красная ягодка – это плод.
Воспитатель: - Вот как написала стихотворение поэтесса Ирина Токмакова о ягодке рябинки.
Красненькую ягодку
Мне дала рябинка.
Думал я, что сладкую,
А она, как хина.
То ли эта ягодка
Просто не созрела,
То ль рябинка хитрая –
Пошутить хотела.
Воспитатель: - О чём это стихотворение?
Предполагаемые ответы детей: О рябинке.
Воспитатель: Хина – это дерево, у которой очень горькая кора. Поэт сравнила эти деревья.
Воспитатель: - Какая ягодка рябины?
Предполагаемые ответы детей: Красная, горькая, кислая, оранжевая.
Воспитатель: - Ранней осенью рябиновые ягоды горькие и кислые, но стоит ударить первым морозцам, они становятся приятными на вкус, и нет лучшего угощения птицам, чем ягоды рябины. А хорошие хозяйки время даром не теряют: из рябины варят варенье и джемы, делают лекарственные настои, которые спасают от разных болезней.
- Вот сколько полезного даёт нам дерево рябина.
Воспитатель: ребята давайте еще раз рассмотрим ветку рябины и украсим группу красивыми панно с её изображением.
Воспитатель: Ягодки рябины собраны в красивую гроздь, по своей форме напоминающую овал, внутри которого собраны ягодки. Они похожи на маленькие шарики, ярко красного и оранжевого цвета. Ягодки похожи друг на друга, как сестры – близнецы.
Воспитатель. Прежде, чем мы начнём рисовать рябину, давайте разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер по лесу летал,
(Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
(Загибаем по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой,
Вот последний лист с осинки
(Спокойно укладываем ладони на стол)
Ветер бросил на тропинку.
Воспитатель: Теперь мы можем приступить к работе. Ребята какими способами можно нарисовать рябину?
Предполагаемые ответы детей: кистью, ватными палочками, пальчиками.
Дети вместе с воспитателем проходят к столам и выбирают способ рисования рябины.
Стол №1
На столе лежат кисти, гуашь, ватные палочки и отпечаток картонной втулки.
Воспитатель: Листья у нас будут изображать с помощью картонной втулки, а ягодки ватными палочками.
Воспитатель. Вспомним с вами как нужно подготовить инструмент. Берем втулку и немного деформируем её двумя пальцами обеих рук. Пальчиками сдавливаем втулку в двух местах. Наш инструмент готов. Стол № 2
Воспитатель: Изображаем листья толстой кистью способом «примакивания» с использованием оттенков желтого, зеленого, оранжевого цвета. Ягодки рябины рисуем способом тычка ватными палочками.
На столе лежат кисти, гуашь, ватные палочки
листья - "примакиванием", ягоды - способом "тычка" ватными лочками).
Стол № 3
На столе лежат кисти, гуашь, штампы
Изображение ветки рябины в нетрадиционной технике с использованием штампов. После того как листочки и ягодки высохнут, рисуем на листьях прожилки фломастером, а на ягодках – черные точки.
Воспитатель. Ребята выберите пожалуйста каким способом вы хотите изобразить рябину.
Дети садятся за столы. Воспитатель следит за осанкой. В процессе работы нужно следить за тем, как рисуют дети. Напоминать, чтобы они аккуратно и правильно использовали краски, своевременно пользовались салфеткой.
Воспитатель. После выполнения работы воспитатель предлагает размяться.
Физминутка «Рябинка»
На холме стоит рябинка, Потягивания – руки вверх.
Держит прямо, ровно спинку.
Ей не просто жить на свете - Вращение туловищем вправо – влево.
Ветер крутит, крутит ветер.
Но рябинка только гнётся,
Не печалится - смеётся. Наклоны в стороны.
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую. Дети машут руками, изображая ветер.
Воспитатель: Теперь в нашей группе всегда будет жить частичка Осени, а вашими панно мы украсим группу и выставку детского сада. И с наши рябинками – факелами, нам совсем не будут страшны морозы и метели.
Автор(ы): Смирнова Наталья Валентиновна
Приложения: