Как воспитать у ребенка любовь к чтению
Коробченко Юлия Леонидовна
В современном обществе возрастает роль телевизора, компьютера и других технических средств в жизни родителей и их детей. В связи с этим принижается роль чтения в семье. Книга для ребенка является источником знаний, развития, познания мира. В связи с этим она занимает важное место жизни человека. Очень важно воспитывать у ребенка с детства любовь к чтению, развивать интерес к книге.
Чтение - это первый и основной навык, которому ребенок должен обучиться в 1 классе. Все остальное обучение в той или иной степени опирается на умение читать. Если ребенок плохо читает, он никогда не научится грамотно писать.
Если ребенок «застревает» на послоговом чтении, не надо все время требовать от него чтения вслух. Дело в том, что озвучивание (чтение вслух) и осмысливание (понимание прочитанного) - две независимые, параллельно осуществляющиеся операции. При беглом чтении они как бы сливаются, и кажется, что понимание происходит одновременно с произношением. Но попробуйте вслух прочитать незнакомый научный текст. Последовательно пересказать смысл прочитанного будет очень сложно. Придется еще раз пробежать глазами текст.
Когда ребенок только учится читать, ему трудно распределять внимание, выполнять одновременно две деятельности: озвучивание и осмысливание.
Обычно дети застревают на этапе медленного чтения, пока не сделают выбор в пользу какой-то одной деятельности. Если все время заставлять читать вслух, то выбирает озвучивание (быстро читает). Однако книжек такой ребенок не читает, потому что не понимает прочитанного.
Надо предлагать детям сначала прочитать текст «глазами», про себя. Задать вопросы, обсудить содержание. И только после этого прочитать вслух.
Необходимо использовать короткие, написанные крупным шрифтом и сопровождающиеся иллюстрациями тексты. Картинка должна отражать смысл текста.
Плохо читающий ребенок действует следующим образом: разбирает первое слово, запоминает, потом следующее слово и т.д. Пока он добирается до конца предложения, он забывает, с чего оно начиналось. Если есть картинка, то слова как бы сами встраиваются в её общий смысл и легко запоминаются, а общий смысл предложения в связи с картинкой понимается даже раньше, чем оно полностью прочитано. Ребёнок вдруг осознаёт, что ему понятно, что он читает.
Учить чтению надо на тех текстах, которые ребенок хотел бы прочесть. Очень хорошо подойдут комиксы или любые другие простые тексты, лишь бы ребёнок захотел их читать. Надо чтобы дети читали их как можно больше. Не надо говорить, что таким образом мы формируем у ребенка дурной литературный вкус. Если он сейчас не научится читать, то в жизни не возьмет ни одной книги.
Обязательно обсуждать прочитанный текст. Хвалить. На такую работу отводится примерно один месяц. После этого усложнять чтение. Если есть перестановки слогов и букв, то обязательно вести по тексту пальцем.
Ошибаются те родители, которые считают, что стоит только купить книгу, как она сразу понравится ребенку. Со стороны родителей требуется большое внимание к чтению младшего школьника.
В доме должна быть создана читающая атмосфера: чтение книг вслух, обсуждение прочитанного, обмен мнениями. Дети должны чувствовать, что родители проявляют интерес к книгам, газетам, журналам.
Очень полезен следующий прием: совместное чтение.
Дома должна быть библиотека не только взрослых книг, но и детских. Подбор книг для детского чтения должен соответствовать возрасту, быть разнообразным по жанру и тематике.
При знакомстве с новой книгой научите ребенка рассматривать обложку, читать фамилию и инициалы автора, название книги.
Учите ребенка внимательно рассматривать иллюстрации.
Читайте вслух с ребенком не менее 20 – 30 минут ежедневно.
Объясните смысл трудных и непонятных слов, фраз и выражений.
Хвалите ребенка за хорошее чтение, исправляйте ошибки, если он их допустил. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее узнал.
Учите наизусть стихи, так как они развивают речь, память, творческое воображение и фантазию.
Важно научить детей беречь книгу. Книгу нельзя бросать, рвать, рисовать в ней, загибать уголки, вырезать.
Воспитание любви к книге проходит значительно быстрее и легче в тех семьях, где взрослые сами любят читать, много говорят о книгах, отдают свой досуг чтению.
Автор(ы): Коробченко Юлия Леонидовна
Приложения: