Успешные практики в школе. Школа наставничества
Чалбаева Ирина Николаевна;
Чалбаева Марина Владимировна
В основе работы школы с 2020 учебного года по решению проблемы повышения качества образовательных результатов ведущую роль занимает повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через самообразование педагогов в рамках деятельности инновационных площадок.
Одной из наиболее успешных площадок - это школа наставничества.
Внедрение практик наставничества помогает максимально полно раскрыть потенциал личности каждого обучающегося и направить его на индивидуальное развитие обучающихся.
Особо популярной стала форма наставничества «ученик – ученик», которая успешно работает среди обучающихся среднего звена, объединив в проект целые классы.
Так и родилась идея включить в данный проект обучающихся 5В и 7А классов, «Живая связь развития». Основной задачей проекта было сформировать наставнические пары и спланировать их деятельность по улучшению успеваемости, а также организовать События, в которых участники будут вовлечены в совместную деятельность.
Совместные уроки для обучающихся 5 и 7 классов по разным темам, которые совпадают, называются «Экспресс – помощь». Идея таких совместных уроков заключается в том, что семиклассники выступают с целью «Я тебе с этим помогу», а пятиклассники с целью «Я тебе это напомню». Так проходили совместные уроки по темам: «Чередующиеся корни», «Написание приставок». В таких уроках очень важен психологический момент: семиклассники особо к ним готовятся, чтобы не опозориться перед малышами, а те, в свою очередь, стараются «посадить взрослых в лужу». В итоге такая психологическая борьба приводит к желаемому результату – повышение качества образования.
Помимо совместных уроков, ребята проводят и совместно время, поскольку у многих оказались и общие интересы, таким образом образовались творческие союзы пар: «любители животных», «знатоки Науки», «музыка их связала» и другие. Благодаря таким союзам, в течение года родились подпроекты : «Дорогами добра», «Сельский туризм», «Школа – мой ДОМ».
Интеллектуальный марафон по русскому языку: парный старт «Прыжок в науку», театральные постановки «Перевёрнутые мыши – перевёрнутое сознание», осенне – зимние прогулки – рекламы «Моё любимое место в деревне», творческие мастерские, уроки – лектории – такие совместные мероприятия особо запомнились ребятам. Именно в подготовке к таким мероприятиям наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала.
Так, 14.11.2024 г в рамках занятия «Разговоры о важном» для обучающихся 5В и 7А классов проводилось совместное мероприятие «День отца».
В мероприятии принимали участие 26 ребят из 7 А и 23 пятиклассника, было задействовано 20 взрослых мужчин от старшеклассников (из 26 учеников), некоторые семиклассники организовали участие в мероприятии не только папы, но и дедушки и дяди. Организаторами данного праздника выступили именно юноши - старшеклассники, поскольку они уже понимают, что Отец – это духовная основа всей семьи.
Сначала юноши познакомили ребят с историей этого праздника, провели занимательное соревнование среди пятиклассников на самое оригинальное поздравление для папы.
Старшеклассники делились наказами и советами, которые они уже получили от своих отцов. Это задание надо было подготовить заранее в любом формате: видеообращение, послание – письмо, устный совет…
Конечно, не все сумели поделиться своими посланиями от взрослых, но важно, что все вместе, и пятиклассники, и десятиклассники, прочувствовали, какая важная роль в судьбе выпадает на мужчин! И юноши уже с детства должны понимать свою главную роль – защитника и мудреца. А девочки, которые присутствовали в зале, понимали, что они являются главными помощниками! Вот на такой ноте единения и завершился этот праздник.
И уже в самом конце перед ребятами вышел папа, в семье которого 5 сыновей! Он сам испёк огромный каравай в честь праздника и сказал, что реклама «Папа может!» совершенно правильная, настоящий папа должен уметь всё: и строить, и готовить, и петь, и стирать, и…Землю защищать, если понадобится!!!
Технология наставничества позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи (учебные пособия, урочная система, самостоятельная и проектная работа, формализованное общение), а это критически важно в современном мире.
Работа в проекте, безусловно, соединила, вдохновила и оказала комплексную поддержку на пути социализации каждого участника проекта, помогла в поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала как пятиклассников, так и десятиклассников.
Это оказался проект о счастливых детях и результативном обучении!
Автор(ы): Чалбаева Ирина Николаевна, Чалбаева Марина Владимировна
Приложения: