Модель обучения детей с ОВЗ английскому языку

Сюгина Алина Викторовна

В настоящее время в школах обучаются достаточно много детей с особенными возможностями здоровья. Учителя  сталкиваются с рядом проблем при обучении особенных детей: нарушения развития речи, внимания, поведения, эмоционально-волевой сферы. Нередко у детей с ОВЗ наблюдается повышенная возбудимость, трудности коммуникации, чрезмерная двигательная активность, низкий темп деятельности. Безусловно, программа ФГОС не адаптирована под таких детей, им необходима специальная программа, благодаря которой дети смогут усвоить не только базовые предметы, но и иностранные языки. Часто даже родной язык у детей с особенностями развития вызывает трудности при обучении. Как же научить иностранному языку детей с ОВЗ?

На уроках английского языка на первом месте стоит индивидуальный подход. Именно знание и понимание учителем особенностей таких детей, знание их способностей и уровня готовности к процессу обучения во многом определяет выбор методов и форм работы для достижения результатов. На втором и третьем местах стоят принципы доступности и посильности материала.

Один из важных моментов в организации учебного процесса является также принцип постепенного, плавного усвоения языкового материала. Важно не пройденный весь курс, а понимание материала, его закрепление и дальнейшее применение. Инструкции от учителя относительно выполнения заданий на уроке должны быть настолько простыми, насколько это возможно, и выстроенными строго в логическом порядке для понимания. 

Главное внимание уделяется подбору текстов для чтения, где тщательно отбирается материал с учетом лексики и грамматики, учитывается насколько ученик может усвоить материал. Благодаря этому расширяется лексика изучаемого языка, которая легко узнаваемая и легкая для понимания при прочтении и способствует развитию догадки. Более того, развивается звукобуквенные соответствия. Учитель по ходу текста указывая на нужную картинку создает для ребенка ситуацию успеха, где исчезает страх не понять услышанного.

Новая изученная и отработанная лексика используется и отрабатывается в предложениях. Используется словарь и закрепляются проработанные упражнения не только в школе, но и дома. Слова выучиваются многократным повторением вслух с отслеживанием при помощи указательного пальца. Использование наглядного материал прекрасно закрепляет новую лексику.

В силу особенностей детей задания на аудирование  - сокращены. Требовать умения выстраивать самостоятельный устный ответ на английском от ученика с ОВЗ также является не очень правильным подходом, так как данный навык у детей с особенностями дается либо с трудом, либо вообще не вырабатывается.

Грамматические структуры усваиваются через речевые обороты, постоянного повторения от простого к сложному, постоянным, неспешным добавлением новых структур, а также через логическую связь с темой урока. 

Фонетическая зарядка является также действенным способом не только усвоения и запоминания грамматики, но и тренировкой произношения, а также запоминания новых слов через движения и снятия напряжения у учащихся. Например:

Clock, сlock, сlock

A dog plays with a frog,

The frog plays with the dog,

Clock, сlock, сlock

Написание у детей с ОВЗ используется не только для более прочного усвоения лексики и грамматики, но и для тренировки навыков чтения. Особое внимание уделяется переводу текстов и предложений, так как благодаря этому дети осознают смысл прочитанного и появляется уверенность в изучении иностранного языка.

Один из удачно используемых методов в работе с детьми с ОВЗ – игровой. Он помогает заинтересовать детей, повысить их уровень мотивации и отработать нужную лексику или грамматику. При помощи различных видов игр развивается внимание, память, мышление, воображение, фантазия детей и умение устанавливать закономерности. Безусловно игра также развивает умение общаться с другими детьми, помогает адаптироваться в социуме, выстроить диалог и не бояться заговорить. Для лучшего усвоения материала целесообразно использовать сказки собственного сочинения.

Во время работы с такими детьми важно использовать словесные поощрения, так как это поддерживает мотивацию учеников и развивает уверенность в своих результатах. 

Важно находиться рядом с ребенком, расположить парты по типу круглого стола, чтобы учитель выступал в роли союзника, тьютора, помощника. Чтобы была комфортная и доверительная обстановка в классе.

Подводя итоги вышесказанному, дети с ОВЗ имеют возможность и могут изучать иностранный язык, но только цель изучения будет не практическое владение, а общее владение языком: развитие речи, знаний об окружающем мире, памяти, мышления и познавательной деятельности.


Автор(ы): Сюгина Алина Викторовна
Приложения: