Что есть музыкальное занятие для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Музыкальное занятие для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляет собой специальный так называемый инструмент, с помощью которого можно помочь детям с РАС в развитии социальных навыков, коммуникации и самовыражения через музыку. В рамках занятий используются различные музыкальные инструменты, игры, песни и движения, специально адаптированные для возможностей детей с РАС. Также включаются элементы музыкальной терапии, которая помогает детям сосредоточиться, расслабиться и выразить свои эмоции. Музыкальные занятия для детей с РАС способствуют улучшению внимания, взаимодействия с окружающими. 

Ученые отмечают восприимчивость аутичных детей к музыке.

Аутичный ребенок не может устанавливать эмоциональные отношения с окружающим миром. Это мешает ему стать частью этого мира. Дети с РАС даже не могут понять, как соотносятся между собой части его же собственного тела, понять логику явлений, их восприятие фрагментарно, лишено целостности.

 Песня, помогающая матери установить эмоциональный контакт с младенцем, способствует и установлению контакта с аутичным ребенком, который по своему эмоциональному возрасту часто оказывается близким к младенцу.

Основная цель музыкальных занятий для детей с расстройством аутистического спектра не обучение музыке или пению, а исправление, вернее, попытка исправления нарушенных связей с окружающим миром.

Одной из главных проблем при налаживании взаимодействия с аутичным ребенком есть отсутствие внимания, пребывание на "своей волне". Особенно подобранная музыка привлекает внимание и организовывает относительную устойчивость процесса восприятия ребенка с РАС.

Известно, что у человека, который слушает хор, голосовые связки начинают непроизвольно колебаться, слушатель как бы «подпевает» хору, его организм сам настраивается на пение.  Таким образом, на музыкальных занятиях можно услышать первые слова ребёнка, который до этого не говорил. Музыкальная терапия помогает детям с РАС пытаться петь звуки, особенно гласные. 

Создание музыки с использованием инструментов не только обеспечивает эмоциональное исполнение, но и стимулирует чувства и может поощрять речь. Например, игра на музыкальном инструменте может помочь ребенку с аутизмом научиться создавать звуки, подражая звучанию, используя язык, рот и горло. 

Показывая движения, которые поются в песнях, дети с РАС воспроизводят их, слушают песню и запоминают слова, которые называют то или иное движение. (хлоп-хлоп – хлопаем в ладоши, топ-топ – топаем ногами, повернись – поворачиваемся, раз-два-три-на носочки – встаем на носочки и т.д.) Танцы под музыку позволяют детям с РАС выражать эмоции и помогают уменьшить не функциональные, повторяющиеся движения (качание, вокализация и т.д.) К сожалению, повторять движения способны не все дети с расстройством аутистического спектра. Тогда на помощь приходит взрослый.

На музыкальных занятиях с помощью взрослого ребенок может наладить коммуникацию с другими детьми. Например, в совместном танцевальном этюде. Музыка дает возможность двигаться, петь, шуметь, что является способами выражения эмоций.

Для обработки музыки при ее прослушивании в работу включаются оба полушария мозга, что позволяет стимулировать когнитивную функцию.

Но! Важно понимать, что музыкальное сопровождение необходимо подбирать тщательно и индивидуально. И только опытным путем можно прийти к тому, какую музыку способен воспринимать тот или иной ребенок. При прослушивании той или иной мелодии необходимо внимательно наблюдать за реакцией ребенка, за его эмоциями и поведением. Только вследствие положительного отклика следует прослушивать и проводить занятие.


Автор(ы): Балагур Лейла Ахатовна
Приложения: