Комплексные методы помощи для учеников
начальной школы с СДВГ

Кульбезекова Оксана Николаевна

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это одно из наиболее распространённых психо-неврологических расстройств у детей. По приблизительным оценкам, этот синдром встречается у 5-15% детей по всему миру, а в России ежегодно рождается от 70 до 120 тысяч детей с этим диагнозом [1]. С каждым годом эти значения увеличиваются, поэтому данная проблема является актуальной, особенно распространение обусловил переход на дистанционное обучение, в связи с пандемией коронавируса.

Основные признаки, характерные для детей с СДВГ:

1.  Гиперактивность — выраженная двигательная активность, часто беспорядочная, бесцельная, может проявляться в постоянных движениях, нарушении спокойствия. Иногда вызывает перегруз нервной системы с последующими истериками у ребёнка.

2. Импульсивность — неспособность контролировать свои действия и высказывания, частые неосознанные, немедленные реакции на раздражители.

3.   Невнимательность — неспособность сознательно концентрировать внимание на информации, которая недостаточно стимулирует мозг.

Дети с СДВГ часто испытывают трудности в общении с окружающими, включая родителей, учителей и сверстников. Также особенности развития психики, которые без профессионально-организованной  помощи, становятся причиной низкого уровня готовности к обучению и успеваемости в школе.

Многообразие проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности требует новых методов коррекционно-развивающей работы с детьми комплексного характера [2]. Существует два направления: психологическое и медицинское.

Проблемы с которыми могут сталкиваться учащиеся начальной школы с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Среди них:

1. Проблемы с выполнением алгоритмов;

2. Задания на время;

3. Организация и выполнение самостоятельных проектов;

4. Трудности с поддержанием внимания;

5. Потребность в постоянной стимуляции мозга, переключении между видами деятельности;

6. Слабая самоорганизация, неумение распределять время;

7. Социальная дезадаптивность;

8. Импульсивное поведение, сдерживание, поверхностная реакция.

Основной причиной неуспеваемости в школе является дисфункция управляющей системы мозга, а не проблемное поведение (по данным исследований  D. Daley, J. Birchwood)[3].

 

Для создания поддерживающей среды важно учитывать несколько ключевых аспектов:

− Организация рабочего места. Это может быть посадка рядом с учителем или на такой позиции, где ребенку будет легче концентрировать внимание и избежать отвлекающих факторов (вида из окна, оформленного классного уголка, открытой двери, посторонних в коридоре);

− Использование интерактивных сигналов. Установление заранее обговоренного с учеником звукового сигнала, например, свистка или заранее подготовленного звукового файла, кодовой фразы, обозначающие, что ребёнок отвлёкся, могут помочь ему вернуться к концентрации, когда это необходимо;

− Игрушки для снятия стресса (fidget toys), которые позволят ребенку оставаться в рабочем процессе, но не отвлекаться.

Для поддержки детей с СДВГ необходима совместная работа школы, родителей и специалистов в области медицины (психиатр, нейропсихолог, невролог). Помимо этого важно само участие ребёнка, его заинтересованность, чтобы у него не возникало впечатления, что «это нужно взрослым вокруг, но не ему самому».

В первую очередь, гипердинамическому ребенку нужен жёсткий режим дня, так как остатки его регуляторных механизмов  могут работать только в условиях максимальной упорядоченности[4]. Поэтому важно, чтобы родители обеспечили ребёнку с синдромом дефицита внимания и гиперактивности чёткий режим бодрствования и отдыха, включающий в себя установленные временные промежутки для определённой деятельности (подготовка ко сну, выполнение домашнего задания, перерывы, досуг всегда в конкретное время), для того, чтобы формировались привычки, улучшалась самоорганизация. Родители также обязательно должны контролировать качество сна, питания своего ребенка. Это сократит проявление беспорядка— слабая организация равно хаос в тетради, на рабочем столе, дома.

Важно развивать навыки ненасильственного общения, избегая гнева и наказаний, так как у детей с СДВГ высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам. Вместо этого следует поощрять положительные изменения и формировать желательное поведение и не ругать за нежелательное. Благодарить, а не оценивать, обращать внимание на то, что получается, мягко, но чётко устанавливать границы.

Увеличить количество контрольных точек, вносить дополнительную мотивацию (конкурсы, призы, бонусы, игры, право на невыполнение 1 домашнего задания в четверти), которая закроет потребность в недостаточной стимуляции необходимой ребенку, чтобы он был и оставался заинтересованным в обучении и имел положительное отношение к учебе. Важно выявлять и поддерживать сильные стороны ребенка, давая возможность проявить их в процессе обучения.

Контроль за избыточной активностью: важно создать условия для того, чтобы ребенок мог направить свою активность в правильное русло, например, с помощью специальных упражнений и заданий или записать школьника в спортивный кружок, который ему нравится. Родители могут использовать разработанные психологами пособия по работе с гиперактивными детьми, где есть форма дневников наблюдений за поведением ребенка, описание тренинговых упражнений релаксации по Э. Джейкобсону, тем самым родители будут активно вовлечены в коррекционную работу своего ребёнка[4].

Рекомендации по методу обучения школьников младших классов с СДВГ, способствующие лучшему усвоению информации:

-Эмоциональность учебного материала (шутки, неожиданные элементы)
-Новизна подхода
-Яркая речь, живые примеры
-Интерактивность
-Положительные эмоции  
-Меньше работ с ограничением по времени 
-Систематизация: таблицы списки, напоминания, алгоритмы

Индивидуальный план работы. Создание плана работы для каждого ребенка с учётом рекомендаций психолога, психиатра и других специалистов, которые родители могут предоставить учителю. Это поможет адаптировать образовательный процесс под потребности ребенка. Например, обговорить с родителями возможность одного выходного дня в неделю или о том, чтобы ученика забирали после n-го урока. Также можно прописать с учеником над каким конкретным навыком будет работа в конкретный временной промежуток (самоорганизация, тайм-менеджмент и т.п.), установить реалистичные цели и сроки выполнения задач. Если есть необходимость, то преподаватель может поговорить с родителями и объяснить, подсказать как выполнять домашнее задание: из проблемы делаем задачу, а её разбиваем на шаги, делая алгоритм.

По возможности со стороны школы может быть закреплен за учеником куратор, который поможет в учебном процессе. Также с родителями можно обсудить необходимость перехода на медикаментозное лечение, которое может прописать психиатр или невролог.

Социализация. Очень часто ребенок с СДВГ плохо себя ведет и не обращает внимания на окружающих. Он невнимателен к другим людям по своей природе. Гиперактивный ребенок может просто не понимать, что приятно другому человеку, а что неприятно, и быть безразличным к переживаниям других людей. Ребенок знает, что его поведением недовольны, чувствует себя отвергнутым. Отношение к нему формируется, как к неполноценному. По этой причине у ребенка начинаются протестные реакции[4]. Поддержка социальной адаптации: Это поможет ребенку интегрироваться в коллектив, где его часто воспринимают как «шутника». Важно научить ребенка общаться с другими детьми и не быть объектом травли.

Принципы, которых можно придерживаться для продуктивного взаимодействия с гиперактивными школьниками: всегда помнить кто в этих отношениях взрослый, не участвовать в борьбе за власть, отказаться от силового противостояния, заранее выработать способы реагировать на неприемлемое поведение, позицию контроллера (оценить, проконтролировать процесс) изменить на позицию помощника (быть способным объяснить, понять, что не получается, поддержать, вмешиваться там, где необходимо).

Таким образом, комплексный подход к созданию поддерживающей среды для младших школьников с СДВГ требует сотрудничества педагогов, психологов и родителей. Применение индивидуализированного подхода, учёт специфики поведения и особенностей восприятия позволяет создать условия для успешной адаптации ребенка и его полноценного участия в образовательном процессе.

Список литературы

1.      Российское новостное интернет-издание Lenta.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://lenta.ru/articles/2024/12/19/sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti/ (дата обращения: 23.02.2025).

2.      «Психологические особенности готовности к обучению в школе детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью» - кандидат психологических наук Дьячкова М.С.

3.      Вебинары «Работа с конкретными проявлениями СДВГ в классе» и «Общие принципы помощи ученику с СДВГ в школе» авторства нейропсихолога  Лукьяновой И.В.

4.      Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности от дошкольного до подросткового возраста на разных уровнях получения образования: методич. рекоменд. – М., 2017. – 86 с.


Автор(ы): Кульбезекова Оксана Николаевна
Приложения: