Обобщение и систематизация представлений о правилах поведения
в общественном транспорте  слабослышащих  детей с лёгкими
интеллектуальными нарушениями, вариант 1      

Быстрова Евгения Александровна

Цель занятия: обобщение и систематизация представлений детей о знаках общественного транспорта, знаке остановки, и о правилах поведения на остановке.

·      Задачи:

·      Воспитательные:

·      Формировать  интерес детей к социально-бытовой ориентировке, к значению  знаков общественного транспорта и правилам ожидания  автобуса, трамвая или троллейбуса на общественной остановке.

·      Продолжать формировать у детей навыки сотрудничества, взаимопомощи.

·      Продолжать развивать интерес к дорожным  знакам  и указателям на остановках общественного транспорта (трамвая, троллейбуса или автобуса)

·      Продолжать закреплять умение выполнять поручения воспитателя;

·      Воспитывать чувство удовлетворения, радости от успешно выполненной работы;

·      Продолжать развивать умение задавать вопросы воспитателю;

·      Продолжать закреплять умение оценивать результат своей работы;

Образовательные:

 Формировать у детей умение различать  знаки общественного транспорта и знак остановки (информационно-указательные: автобуса, трамвая, троллейбуса, места остановки.) предназначенные  для пассажиров общественного транспорта.

·      Формировать умение соотносить речевую форму описания знаков общественного наземного транспорта  с их графическим изображением.

·      Закреплять знания детей о правилах ожидания транспорта на  остановке.

·      Расширять и активизировать активный словарь по теме «Правила ожидания  транспорта на остановке».

·      Учить определять тему  занятия.

     Пополнять и обогащать активный словарь детей  такими словами как «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» , «Место остановки трамвая».

     Знакомить воспитанников с правилами ожидания транспорта  на остановке:

1.Автобус, трамвай или троллейбус надо ждать на остановке.

2.На остановке нужно спокойно стоять или сидеть на скамейке.

3. Нельзя  выбегать на дорогу.

4Нельзя  подходить близко к краю дороги.

5. Надо подходить к автобусу, трамваю или троллейбусу, когда он остановится и откроет двери.

     6. Нельзя оставлять  свои вещи на остановке.

 

·      Коррекционные:

·      Продолжать развивать речевой слух при различении фраз, связанных с организацией деятельности и при опознавании имён воспитанниов;

·      Развивать речевой слух при различении и опознавании речевого материала, связанного с организацией деятельности на занятии;

·      Следить за правильностью произношения воспитанников;

·      Продолжать развивать разговорную речь;

·      Развивать навык чтения с губ;

·      Следить за дежурным звуком [ж], голосом.

·      Планируемые результаты:

·      Личностные:

·      Понимать значение правил ожидания транспорта человека на остановке;

·      Понимать назначение  знаков общественного транспорта;

·      Уметь пользоваться помощью и обращаться за помощью;

·      Уметь адекватно оценивать результаты своей работы и работы товарищей;

·      Предметные:

·      Уметь определять по назначению знаки дорожного движения.

·      Метапредметные:

·      Воспринимать вопросы педагога или товарищей и отвечать на них;

·      Уметь работать в заданном темпе.

 

·      Технологии:

·      Здоровьесберегающие технологии (смена видов деятельности, чередование мыслительной деятельности с физминутками по рекомендации САнПиН, нормированность применения ИКТ). Создание спокойной и дружественной атмосферы для обучения учащихся;

·      Средства:

·      Таблички, картинки, фото и видео материалы, пазлы.


 

·       

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат № 31 Невского района Санкт-Петербурга

 

 

Конспект занятия по социально-бытовой ориентировке

для 6  «В» класса

(для слабослышащих обучающихся с лёгкими интеллектуальными нарушениями, вариант 1)

по теме:

«Правила ожидания транспорта на  остановке»

 

 

                                                                                                       Воспитатель

 Быстрова Е. А..

 

Санкт-Петербург

2025

 

 

Этапы занятия

 

Речь  воспитателя

 

Речь  воспитанника

I.Организация начала занятия

 

 

 

 

 

+[ Ребята, встаньте]

+[У вас работают импланты?Миша, Юсуф, Ваня]

 

 

 

 

- Я встал(а) ровно.

-У меня работает имплант.

 

 

 

+ [Попроси ребят работать активно и говорить громко, Миша]

 (Сава, Хадижат, Ваня)

-[Миша, что ты сделал?]

 

 

 

 

-Ребята, работайте активно и говорите громко.

-Я буду работать активно  и говорить громко.

-Я попросил ребят работать активно и говорить громко.

 

 

- [Попроси ребят сесть тихо,Хадижат]

 

-Ребята, сядьте тихо.

 

 

 

 

-[ Что ты сделала?]

 

- Я сел(а) тихо.

- Я сел(а) прямо.

-Я попросила ребят сесть тихо.

-Е.А. можно мне сесть?

 

+[Какое сейчас занятие?]

+[Отвечай, Ваня]

-Скажи кратко

-Скажи полным предложением, Миша.

- [Ты согласна с Ваней,Хадижат?]

-Ребята, говорите вместе со мной.

 

 

 

-Сейчас занятие «Социально-бытовая ориентирока». (эС-Бэ-О)

-Я согласна с ним.

-Сейчас занятие социально-бытовая  ориентировка.

 

II. Основная часть

 

1.Актуализация  знаний

 

 

 

 

 

+[Будем  смотреть  видео и думать].

-Что мы будем делать?

Слайд1

(Включить видео «Смешарики.»На остановке.)

-Мы будем смотреть видео и думать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Ознакомление с темой

 

  -Ребята, подумайте, о чём видео?

-Кто понял?

-О чем еще? (помогать вопросами. (что ещё было на видео?)

-Отвечай, Сава.

-Верно.

-Ребята подумайте, какая тема занятия сейчас?

На доске листы бумаги на магнитах перевернутые. Тема занятия: (открываю листы, там 4 темы, 3 из которых лишние, дети должны сами догадаться какая настоящая тема занятия)

    1 тема. Правила ожидания транспорта на остановке.

2 тема. Правила уборки дома.

3 тема. Правила  безопасности на улице.

4 тема. Правила дежурства в классе.

-Посмотрите и выберите верную.

-Кто знает?

-Спросите у меня.

-Верно.

-Вы поняли тему?

-Что такое ожидание?

(показать табличку: ожидать- ждать повесить в правом верхнем углу доски, перевернуть её после выяснения темы занятия)

- «Ждать» : это как?

(Дети должны показать жест: ждать.)

(Снять с доски всё лишнее)

-Говорите вместе со мной:Тема занятия: «Правила ожидания транспорта на остановке.»

+[Что мы делали?]

-Отвечай, Сава.

-Что мы делали?

 

 

 

-Я знаю.

-Я хочу ответить

 

-Видео о смешариках.

-Видео о поведения на остановке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Я знаю ответ.

-Евгения Александровна, какая тема занятия?

-Я знаю.

-Я хочу ответить.

- Тема занятия: Правила ожидания транспорта  на остановке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Я хочу ответить.

Мы  смотрели видео и думали.

2.Актуализация  знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+[Будем играть]

-Что мы будем делать, Миша?

-Верно.

Игра «Волшебный мешочек».

Дети по очереди достают знаки и называют с помощью речевой  конструкции, которая написана на доске.(Это знак остановки (чего?)… .

-Достань картинку Сава.

-Какой  это знак?

 -Ты согласна Хадижат  с Савой?

(Подготовить словарь для Юсуфа: остановка автобуса, такси, трамвая, троллейбуса, поезда.)

После того, как дети опираясь на конструкцию на доске, озвучили все знаки, включить презентацию)

Перед этим не забыть перевернуть табличку (трамвай, троллейбус, автобус и такси -это общественный транспорт)

Слайд 2.

-Посмотрите.

- Эти знаки есть на остановках (Какого? Чего?)

Общественного транспорта

(трамвая, автобуса, троллейбуса, такси).

-Скажите по другому.

-Скажите словосочетанием.

-Спросите у меня.

(Если не могут понять, указать на табличку на доске в правом верхнем углу.Посмотрите на доске. [Трамвай, троллейбус, автобус и такси – это общественный транспорт]

-Скажите вместе.

Трамвай, троллейбус, автобус и такси – это общественный транспорт

Слайд 3.

Физкультминутка

-Ребята, встаньте.

Логоритмика«Вот мы в автобусе сидим…» (играем на месте)

-Молодцы.

-Ребята, сядьте.

-Что мы делали?

-Мы играли.

+[Прочитаем правила]

На доске повесить  правила.

1.Автобус, трамвай или троллейбус надо ждать на остановке.

2.На остановке нужно спокойно стоять или сидеть на скамейке.

3. Нельзя  выбегать на дорогу.

4Нельзя  подходить близко к краю дороги.

5. Нужно подходить к автобусу, трамваю или троллейбусу, когда он остановится и откроет двери.

     6. Нельзя свои вещи на остановке.

 

 

+Будем думать и выполнять задание.

Презентация слайд 4.

(На экране картинка, либо серия картинок, которая описывает правило)

- Выберите правило.

-Кто хочет ответить?

(Дети смотрят на картинки,  по очереди отвечают, выбирают правило и читают правила на доске, помогать им, если трудно, наводящими вопросами: что это? Как сказать по другому?)

- Что мы делали?

-Мы думали и выполняли задание.

+ [Будем собирать пазл и составлять предложения.]

-Что мы будем делать?

(Приготовить и раздать ребятам листочки, пазлы- картинки+ правила к ситуациям)

-Соберите и приклейте пазл. (У детей получается собранный пазл + собранное предложение, которое  они прикеливают на лист бумаги)

-Ваня, покажи картинку и прочитай правило.

-Ты согласен с Ваней, Миша?

-Хадижат, покажи картинку и прочитай правила.

-Ты согласен с Хадижат Юсуф?

-Сава, покажи картинку и прочитай правило.

-Ты согласен с Савой , Миша?

(Когда дети отвечают также вешать картинку напротив правила на доске.)

-Что мы делали?

- Ребята, давайте повесим картинки в уголок безопасности.

(Собрать картинки с правилами и повесить в уголок безопасности)

 

 

 

-Я хочу ответить.

-Мы будем играть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Я знаю

-Это знак остановки троллейбуса.

 

-Да, я согласна с Савой.- Я знаю

-Это знак остановки трамвая.

-Это знак  остановки автобуса.

-Это знак остановки автобуса и (или)троллейбуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Я (не) знаю

-Я хочу ответить.

 

 

 

 

-Я (не) знаю

-Я хочу ответить.

 

 

- Мы  думали и выполняли задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Мы будем собирать пазл и составлять  предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Да, я согласен с Ваней.

 

 

 

 

-Да, я согласен с Хадижат.

 

 

 

 

-Да, я согласен.

 

 

 

 

 

 

-Мы собирали пазл и составляли предложения.

III Заключительная часть.

Рефлексия

+ [Ребята, что мы делали на занятии]?

(Сава,Миша, Хадижат)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+ [Как вы работали на занятии]?(Юсуф, Ваня, Хадижат)

-Я согласна с тобой

 

- Вы молодцы, ребята. Очень хорошо занимались.

 

-Я знаю.

-Я хочу ответить.

-Мы думали, играли , смотрели видео, дополняли предложения, собирали пазл, составляли предложения,

отвечали на вопросы,

 

-Я работал(а) на занятии отлично.

-Я работал(а) на занятии хорошо.

 


Автор(ы): Быстрова Евгения Александровна
Приложения:
67e3eb210fa14_Конспект_к_открытому_занятию_теме_правила_поведения_на_остановке_—_копия.docx