К проблеме обучения школьников, попавших в нестандартные жизненные ситуации

 Аннотация. Рассматривается  опыт работы по организации учебного процесса современных школьников в среде дистанционного обучения. Анализируются результаты дистанционного обучения старшеклассников, попавших в нестандартные жизненные ситуации, через реализацию индивидуальной образовательной программы, расширение образовательной коммуникации среды дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательная коммуникация,  индивидуальная образовательная программа.

 

Современные социальные запросы общества диктуют новые требования к организации образовательного процесса и созданию образовательного пространства, целью которого является предоставление гражданам России качественного и доступного образования, обеспечение каждому обучающемуся индивидуализации  его образовательного пути [приоритетный образовательный проект «Современная цифровая образовательная среда»].

Изучение научной литературы по проблемам образовательного проектирования с точки зрения субъектной позиции школьника (Малкова И.Ю. [1], Поздеева С.И.[2], Тряпицына А.П. [3]) показал, что данный аспект рассматривался в рамках очного школьного образования и предполагает дальнейшее исследования данной темы в альтернативных формах организации обучения.  Особенно актуально этот вопрос звучит сегодня, когда мы обсуждаем процессы глобализации экономики, которые с одной стороны приводят к интеграции информационных ресурсов, культуры, образования, с другой - к обострению индикации и самоидентичности личности в современном мире.

Отечественные и зарубежные педагоги, психологи и социологи отмечает влияние глобализации и динамизма современности на возрастание социальных рисков, приводящих и не только к количественным изменениям социума, но качественным характеристикам подрастающего поколения [5-7]. Современные школьники характеризуются высокой мобильностью, мгновенной организацией рабочей среды через мобильные устройства и сети Интернет, и достигаемые учебные результаты обуславливают личными целями и ответственностью (Morvec, 2008). Им присуще чувство собственного достоинства и самоуважения (Л.С. Илюшин [7]), повышенная амбициозность и самооценка (Авдулова Т.П. [8], С.Г. Вершловский [9]), свободное и независимое поведение (Л.С. Илюшин, А.П. Тряпицына). Вместе с тем современный школьник испытывают трудности в налаживании коммуникации со сверстниками, в разрешении конфликтов (М.Н. Бычкова, Г.А. Окушева [10]), есть проблемы с проявлением эмоционального интеллекта (Н.С. Козлова Е.Е. Черная [11]). В исследованиях проблематики социально-психологических характеристик современных школьников отмечается, что старшекласснику присуще как ярко выраженное стремление к индивидуализации и самоидентичности, так и неумение сконцентрироваться в неожиданно изменившейся ситуации, при возникновении жизненных трудностей и препятствий [12, 13].

Таким образом, дифференциация  школьников на основе современных социально-психологических черт актуализирует поиск разных механизмов организации учебной деятельности по индивидуальным образовательным программам.

В педагогической литературе вопросы индивидуализации образовательного процесса для старшеклассников являются постоянно обсуждаемой темой. В коллективной монографии «Современная школа: проблема отчуждения учащихся»[1] выявлены причины, затрудняющие обучение учащихся в традиционной классно-урочной системе. Авторы монографии обращают внимание на заорганизованность и регламентацию школьной жизни, отсутствие пространства для самореализации и проявления индивидуальных особенностей и способностей учащихся, несоответствие атмосферы школьного уклада ценностям и ожиданиям современных школьников. Несмотря на существование разных моделей индивидуализации образовательного процесса, некотырые из них сводятся к внешней и внутренней дифференциации: изучению школьных предметов на профильном или углубленном уровне, подбором индивидуальных заданий при организации групповой работы [14]. Анализ существующей массовой практики обучения в старшей школе позволил нам обозначить следующие дефициты организации обучения детей по индивидуальным образовательным программам:

-       в определении формы организации учебного процесса и конструировании образовательной среды;

-       в соблюдении сроков выполнения учебного плана и согласовании учебных целей каждого ученика;

-       в особенностях сопровождения индивидуального режима занятий обучающегося и педагогической поддержки как средство оказания оперативной помощи школьнику в самостоятельном освоении образовательной программы и многое другое.

Для разрешения обозначенных выше противоречий рассмотрим целевые установки, новые роли участников образовательного процесса и выбор средств обучения для  реализации индивидуализации образовательного процесса в соответствии с реалиями XXI века.

Опытно-экспериментальная работа по выявлению организационно-педагогических условий проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы (ИОП) старших школьников проводилась на базе Частного образовательного учреждения «Школа «Экспресс» Санкт-Петербурга».  Участниками эксперимента выступили 156 обучающихся 10–11 классов школы «Экспресс» за 2014-2017 года, 19 педагогических работников школы.

Диагностика проводилась индивидуально по каждому старшекласснику на момент поступления в 10 класс и 11 класс и педагогическому работнику для подготовки к работе в среде дистанционного обучения (СДО). Для определения целевых установок получения образования школьниками, оценки результативности педагогических условий организации индивидуализации учебного процесса были использованы методы сбора эмпирических данных: беседы-интервью; изучение продуктов деятельности школьников (рефлексивное сочинение); опросник самоорганизации деятельности (Е.Ю. Мандриковой)[2], методика Н.М. Пейсахова «Способность самоуправления»[3]; анкеты с открытой формой ответа, анализ отзывов о качестве оказании образовательных услуг, монографические характеристики учеников. По результатам обработки материалов диагностических исследований (2014-2017 годов) нами были выделены группы школьников:

-       с четкой будущей профессиональной ориентацией;

-       желающие обучаться в зарубежных образовательных учреждения[4];

-       ученики, предпочитающие обучение в среднем профессиональном образовательном учреждении;

-       школьники, которые не вписываются в систему массового обучения (профессиональные музыканты, художники, спортсмены, дети с ослабленным здоровьем и дети, оказавшихся в нестандартной для них жизненной ситуации).

По нашим наблюдениям, процент старшеклассников  с ослабленным здоровьем  и детей, оказавшихся в нестандартной жизненной ситуации, ежегодно увеличивается (21-35%). Исследования зарубежных (Moore, Daniel, Cahir, Bates[15]) и отечественных ученых (И.С. Готская [16], В.И. Снегурова [17]) по вопросам реализации индивидуальных форм обучения сходятся во мнении, что для организации обучения школьников, не вписывающихся в систему массового обучения, необходимы особые сценарии обучения с использованием информационных и компьютерных технологий, которые обеспечат учащимися достижение как нормативных, так и индивидуализированных целей обучения.

Предметом регулирования обучения данной группы школьников по индивидуальной образовательной программе становятся:

-       составление, выполнение и корректировка сроков и порядка освоения содержания (обучающиеся принимает участие в обсуждении режима посещения школы, сроков освоения ИОП, сокращая или удлиняя сроки ее освоения, на основании медицинского заключения, др. причин);

-       снижение объема учебной нагрузки за счет интеграции основного и дополнительного образования (обучающемуся предоставляется право включения в ИОП освоение дополнительных образовательных программ и программ по углубленному изучению предмета на основании сетевого договора реализации образовательных программ);

-       определение форм текущей и промежуточной аттестации (обучающемуся предоставляется право выбора формы контроля усвоения учебного материала ИОП; содержание текущей и промежуточной аттестации обучающихся определяются учителем, преподающим этот предмет, и отражается в рабочей программе учителя);

-       наличие общедоступной образовательной платформы, основанной на использовании телекоммуникационных сетей и технологий, позволяющей обновлять учебный материал, вносить коррективы и расширять учебное пространство, в том числе через мобильные устройства и приложения [18];

-       организация расширенного поля образовательной коммуникации с участниками среды дистанционного обучения (учителем, тьютором, координатором по учебной работе, методистом СДО, IT-специалистом), для достижения образовательных результатов.

Анализ десятилетней практики обучения школьников в дистанционном формате убеждает нас в том, что при организации коммуникации с учеником, обучающимся дистанционно, взаимодействия только с учителем недостаточно: необходимо задействовать ряд педагогических работников, организующих школьнику на своем уровне его продвижение по реализации ИОП.

Рассмотрим роли участников учебного процесса в среде дистанционного обучения.  Учитель, взаимодействуя с обучающимся, имеет возможность оперативной корректировки прохождения образовательного маршрута учеником, в соответствии с целями его образовательной программы. Тьютор СДО, используя различные каналы коммуникативных связей СДО, способствует осуществлению конкретных действий между учеником и учителем по реализации индивидуальной образовательной программы; поддерживает школьника в проявлении образовательных потребностей и их реализации. Координатор по учебной работе, осуществляя функцию посредника между разными субъектами образовательного пространства, контролируют и обеспечивают реализацию основной образовательной программы ученика. Методист системы дистанционного обучения отвечает за поддержку и реализацию индивидуального образовательного запроса ученика, работая в цепочки коммуникации: тьютор « ученик « учитель ® СДО « ИКТ, корректируя, дополняя ресурсы СДО под возможности и цели обучающегося. Икт-специалисты поддерживают комфортность интерактивной образовательной среды, обеспечивая непрерывность  обратной связи между всеми объектами и субъектами СДО.

 Таким образом, каждый уровень коммуникации дистанционного обучения обеспечивают разные группы педагогов. У каждого уровня коммуникации существуют внутренние связи: прямые, взаимно направляющие, кольцевые. Это позволяет осуществлять оперативный информационный обмен между субъектами и объектами СДО для достижения планируемого результата обучения по ИОП школьника,  обеспечивать единовременный доступ  к субъектам и объектам СДО, тем самым увеличивая возможности границы прямой коммуникации для решения образовательных задач.

Результаты анкетирования педагогических работников школы, составленного на основе диагностики Т.С. Соловьева,  показали, что побуждающими мотивами к освоению новшеств у педагогов выступают: уровень профессиональных притязаний, потребность в достижении высоких результатов, желание создать хорошую эффективную школу для детей, повышение заработной платы. Вместе с тем, опрос выявил, что учителя испытывают большие трудности по организации дистанционного  обучения, в частности, при выстраивании коммуникативных связей (34% респондентов), в знании компьютерных технологий (24% учителей), в формировании интерактивного учебного контента по освоению образовательного стандарта в условиях дистанционной среды обучения (12% педагогов). Для подтверждения статуса учителя дистанционного обучения необходимы постоянные занятия самообразованием, принятие миссии образовательного учреждения, высокий уровень профессиональных притязаний. Предлагаемые курсы повышения квалификации для педагогических работников образовательной организации, занимающейся дистанционным обучением школьников (учителю, тьютору, координатору, психологу и другим школьным специалистам) проводятся по трем направлениям:

-       технологическая подготовка (повышение компьютерной грамотности, конструирование электронных материалов, особенно для дисциплин естественнонаучного цикла и пр.);

-       методическая подготовка (по обучению методике проведения дистанционного урока, технологий дистанционного обучения и пр.);

-        психолого-педагогическая (по организации эффективной учебной коммуникации, психологии сенсорного восприятия информации и эргономики и пр.).

Организация комплексной подготовки педагогических работников для организации учебного процесса в среде дистанционного обучения школьников, обучающихся по индивидуальным образовательным программам позволяет сформировать  обновленные позиции профессиональной деятельности учителя для реализации профессиональных и личностных резервов педагога: когнитивную компетентность, социально-педагогическую компетентность, коммуникативную и др. Проводимый нами мониторинг удовлетворенности организацией учебного процесса в среде дистанционного обучения среди педагогических работников школы [20], показал динамику показателей по снижению трудностей и увеличение показателей комфортности организации труда учителей.

 В процессе опытно-экспериментальной работы предполагалось выявить степень удовлетворенности ожиданий выпускников обучением в СДО и решением образовательных задач. Анализ итогов социологического опроса выпускников в 2014-2017 годов показал, что 97% обучающихся отмечают полноценное взаимодействие с учителем в дистанционной среде обучения;  87% выпускников удовлетворены укладом школы, которая «не унифицирует учеников», способствует развитию их индивидуальности. О наличии собственного алгоритма подготовки к практическим работам, промежуточной аттестации заявляет 75% выпускников. Положительную самооценку своей учебной деятельности дали 66% обучающихся, 22% осознают свои проблемы и корректировали  маршрут своего продвижения к цели. Степень успешности в реализации личностных целей изучения учебных предметов иллюстрируют рефлексивные эссе выпускников. Респонденты отмечают возросший уровень ответственности за результаты учебной деятельности; умения контролировать свои действия, сохранять работоспособность в разных условиях, уверенность в себе, желание учиться. Приведем отрывки некоторые из них.

-       Анастасия С., выпускница 2018 года, студентка Музыкального училища им. М.П. Мусоргского: «Дистанционное обучение  для людей творческих профессий, спортсменов является во многих случаях единственной возможностью получать качественное образование, не переставая заниматься любимым делом. Дистанционное обучение позволяет усваивать школьную программу глубоко, основательно. Возникает ответственность перед самим собой за учебный процесс».

-       Александр Д., выпускник «Школы Экспресс» Санкт-Петербурга 2012 года, окончил РГПУ им. А.И. Герцена: «У меня был свой  учебный распорядок, индивидуальный образовательный маршрут, который позволил мне окончить школу и ухаживать за мамой. Основное, что дала мне «Школа Экспресс» - веру в себя и умение работать самостоятельно».

Опытно-экспериментальная работа по организации обучения по индивидуальным образовательным программам в среде дистанционного обучения показала, что изменение и качественно иное преподнесение знаниевого пространства способствует достижению образовательных целей, не вписавшихся в традиционную систему образования  учеников (в основном, это школьники, для которых дистанционное обучение является едва ли не единственным способом получения образования  и самореализации).

 

Литература

1.     Малкова И.Ю. Концепция и практика организации образовательного проектирования в инновационной школе: автореферат диссертации доктора педагогических наук. Томск. 2008. С.307.

2.     Поздеева С.И. Открытое совместное действие педагога и ребенка как предмет экспертизы. Экспертиза образовательных инноваций / Под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск: Изд-во ТГУ. 2007. С.156.

3.     Тряпицына А.П. Новая школа и новый учитель: обобщение результатов работы дискуссионных площадок Педагогической Ассамблеи// Письма в Эмиссию (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. Январь 2010 ART 1377. СПб., 2010. URL:http://www.emissia.org/offline/2010/1377.htm Гос. рег. 04200031. -ISSN 1997- 8588.

4.     Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как учить всех по-разному?: пособие для учителя/А.В. Хуторской. - М.: Издательство Владос-Пресс, 2005- 383с.

5.     Гидденс Э. Современность и самоидентичность // РЖ "Социология". 1994. Сер.11. № 2.

6.     Фромм, Э. «Иметь» или «быть» / Э. Фромм. - М.: АСТ, 2008. - 314 с.

7.     Аронов Н. Третье неизвестное. Поколении Z. / Огонёк N 5,  2017. С. 5.

8.     Илюшин Л.С. Образовательная мотивация: теория и методология исследования. Монография. – СПб.: Издательство БАН, 2002. – 216 с.

9.     Авдулова Т.П. Подростки в информационном пространстве // Психология обучения. – 2010. – № 4. – с. 28-38.

10. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Голоса поколения. Социальный портрет выпускника Санкт-петербургской  школы: учебно-методическое пособие/ под редакцией С.Г. Вершловского. – СПб.: АППО, 2013. - 90 с.

11. Интернет как среда реализации общественных инициатив российской молодежи / М. Н. Бычкова, Г. А. Окушова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 8. – С. 46  – 48.]

12. Козлова Н. С., Чёрная Е. Е. Взаимосвязь эмоциональных особенностей подростков и специфики вовлеченности в социальные сети [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.).  — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 39-42.

13. Муромцев А. Н. Электронное обучение, как форма дистанционного образования// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 10(34). – Новосибирск: СибАК, 2013.

14. Носова С.С., Кужелева-Саган И.П. «Место встречи» отключить нельзя: поколение Y в социальных сетях //Социальные сети как площадка организации межличностных коммуникаций и перформанса идентичности цифрового поколения : сб. материалов исследования. Томск: Издательский Дом ТГУ, 2016. С. 78-88.

15.  Основы личностно ориентированного образования\ Якиманская И.С.- М.: БИНОМ. Лаборатория заданий, 2011.- 220с.

16. Borkа, A. Computers and educational systems // Australian Educational  Computing. – 1991 - № 6. – p. 34-37.

17. Готская И.Б., Жучков В.М., Кораблев А.В. Аналитическая записка « Выбор системы дистанционного обучения», [Электронный ресурс], https://ra-kurs.spb.ru/2/0/3/1/?id=13, РГПУ им. А.И Герцена. Дата обращения: 28.02.2017.

18. Снегурова В.И. Методическая система дистанционного обучения математике учащихся общеобразовательных школ: дис. д-ра пед. наук: 13.00.02. - СПб., 2014.- 253 с.

19. Зайцева Е.Н. Информационно-обучающая среда: проблемы формирования и организации учебного процесса//Educational Technology & Society 6(2) 2003 ISSN 1436-4522

20. Матюшкина М.Д. Оценка инновационного потенциала образовательного учреждения// Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 8(161). С. 21-26.

[1] Современная школа: проблема отчуждения учащихся. Коллективная монография / Под ред. А.П. Тряпицыной. — СПб., 2014.

[2] Мандрикова Е.Ю. Опросник самоорганизации деятельности//Психологическая серия/Под.ред. Д.А. Леонтьева. М.  «Смысл», 2007.

[3] Пейсахов Н. М. Произвольные и непроизвольные компоненты психической саморегуляции // Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1976. С. 5-36.

 

[4] Данная группа школьников выделена на основании разных требований к получению профессионального образования в РФ и других странах.


Автор(ы): Лузанова Нина Николаевна
Приложения: