Методика работы с вокально-хоровым репертуаром

Шабарина Ирина Александровна

Вокально-хоровой репертуар составляется на основе следующих критериев:                      - соответствие физиологическим особенностям певческого аппарата обучающихся, в целях охраны здоровья и детского голоса;                                                                                      - адекватность психическим особенностям обучающихся;                                                        - высокий уровень художественных достоинств;                                                                          - небольшой объём музыкального произведения;                                                                        - образные и жанровые контрасты выбираемых музыкальных произведений;                      - воспитательная направленность. Понимание значимости данной позиции в выборе репертуара есть воплощение гражданского предназначения педагога.

Вокально-хоровая работа над произведением состоит из следующих этапов:                       ознакомление с произведением; освоение мелодии и текста; работа над выразительностью интерпретации; закрепление и повторение.                                                 Ознакомление начинается с показа произведения педагогом, цель которого - заинтересовать обучающихся предлагаемым произведением. Показ подразумевает краткую вступительную беседу, а также эмоциональное исполнение произведения педагогом. После прослушивания целесообразно проанализировать средства музыкальной выразительности, выбранные композитором для раскрытия образа.    

Разучивание проводится по фразам. Показывая каждую фразу, педагог обращает внимание на характер мелодии, ритма, объясняет непонятные слова. В дирижировании используется "рабочий" жест, наглядно фиксирующий мелодические скачки и другие интонационные особенности.           Для индивидуального контроля над развитием певческих данных можно использовать  приём пения "по цепочке", когда дети "передают" друг другу мелодию, пропевая её по фразе.

Если произведение написано в куплетной форме, то разучивание лучше начать с припева. Мелодию  запева можно поручить солистам.

Как правило, работа над произведением рассчитана на несколько занятий: на первом занятии обучающиеся знакомятся с произведением и разучивают 1-й куплет, на втором - повторяют этот куплет и учат текст следующих куплетов, на третьем - выстраивают с педагогом исполнительский план всего произведения.

С учётом небольшого объёма произвольного внимания младших школьников (например, обучающихся 1 и 2 классов) планом каждого занятия предусматривается работа над двумя контрастными по характеру и трудности произведениями. Так, если одно из произведений уже знакомо детям по предыдущему занятию, вторая разучивается как новая. Если первое произведение по характеру оживлённое, то второе должно быть неторопливое, спокойное.

Более сложный уровень работы представляет разучивание произведений, аккомпанемент которых не дублирует мелодию, а только гармонически поддерживает её. Обращения к такого рода произведениям явится подготовкой к двухголосному пению. При этом важно научить детей слушать сочетание голоса и сопровождения.

В этом случае, если предлагаемое для разучивания произведение является двухголосным, то педагог, при его показе должен исполнить поочерёдно оба голоса. Затем, каждый голос разучивается с хором по фразам. Когда певцы ознакомятся со звучанием обоих голосов, можно предложить им мысленно (про себя) пропеть свою мелодию, слушая при этом голос другой партии.Когда оба голоса соединяются, педагог подпевает одному голосу, подыгрывая другому  на фортепиано.

Значительно облегчает процесс разучивания двухголосного произведения нотная запись, мобилизирующая сознательное отношение поющих.

В работе над произведением без музыкального сопровождения (а капелла), следует предварительно давать "настройку" (педагог пропевает первый звук, обучающиеся его повторяют, вслушиваясь в унисон) с ферматой ("задержкой") на отдельных звуках (по указанию педагога).

Когда произведение  уже хорошо усвоено обучающимися, к его исполнению можно подключить музыкальные инструменты, а именно: использовать ложки в русских  народных песнях (например: "Как у наших у ворот";  "Здорово, здорово у ворот Егорова" - для 1 класса), металлофон, для изображения капелек дождя (например: "Скворушка прощается" Т. Попатенко на слова М. Ивенсен - для 2 класса), особой задор звучанию итальянской тарантеллы "Макароны" ( для 5 класса), неаполитанской песни  "На качелях" (для 7 класса) придаёт бубен.


Автор(ы): Шабарина Ирина Александровна
Приложения: