Организация проектной деятельности
на уроках литературы в 10-11 классах

Новик Наталья Геннадьевна 

Метод учебного проекта – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, соединяющая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, поисковые и прочие подходы.

Под проектной деятельностью обучающихся понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая

·        общую цель,

·        согласованные методы, способы деятельности

·        общий результат деятельности.

Непременное условие – наличие заранее выработанных представлений о конечном ПРОДУКТЕ, наличие  этапов проектирования, этапов реализации проекта, рефлексия.

   С точки зрения учащегося, проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или индивидуально, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, публично показать достигнутый результат.

   С точки зрения учителя, учебный проект  - это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет выработать и развивать следующие компетенции:

·        Формулировка ведущей проблемы, постановка задач;

·        Целеполагание и планирование деятельности;

·        Рифлексия и самоанализ;

·        Презентация (самопредъявление)  результатов деятельности;

·        Оформление материала для проведения презентации (самопредъявления) в наглядной форме с использованием для этого специально подготовленного продукта;

·        Поиск необходимой информации, ее систематизация и структурирование;

   Если говорить об организации проектной деятельности на уроках литературы, то можно выделить следующие виды проектов: исследовательский, информационный, творческий, ролевой (игровой), практико-ориентированный. В своей практике я чаще всего использую информационный  и творческий типы проектов. Информационный проект предполагает сбор информации о каком-либо объекте, явлении, с целью ее анализа, обобщения и представления широкой аудитории. Творческий проект предполагает создание творческого продукта на заданную учителем тему.

На протяжении нескольких учащиеся 10 класса выполняют  проект по творчеству А. А. Фета и Ф. И. Тютчева. Такой проект называется «Музыкальные иллюстрации».  Во время изучения творчества Ф. М. Достоевского учащиеся могут выбрать тему для проектов из следующих:

«Ф. М. Достоевский в Петербурге», «Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание», «Говорящие имена и фамилии  в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Символика цвета в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Символика чисел в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

В 11 классе учащиеся работают над проектами во время изучения темы «Серебряный век». Предлагаю ученикам следующие темы проектов: «Поэты серебряного века в Петербурге», «Архитектура серебряного века в Петербурге», «Живопись серебряного века», «Творческие объединения серебряного века», «История арт-кафе «Подвал бродячей собаки».

Немного подробнее остановлюсь на каждом проекте.

Первый проект в 10 классе называется «Музыкальные иллюстрации».

Учителя литературы знают, насколько музыкальна поэзия А. А. Фета и Ф. И. Тютчева. Я предлагаю ученикам выбрать понравившееся им стихотворение А. А. Фета или Ф. И. Тютчева, выбрать музыку, которая по мнению учеников наиболее подходит этому стихотворению, наложить видеоряд и, самое главное, самостоятельно выразительно  прочитать это стихотворение на фоне музыки и видеоряда. Таким образом, получается «видеоклип» на одно из стихотворений. (Видео 1,2).Всегда очень интересно, какие музыкальные ассоциации вызывает то или иное стихотворение у учащихся.

Перед изучением романа Ф. М. Достоевского я озвучиваю десятиклассникам темы проектов. Они работают над ними  во время изучения произведения и представляют свои работы уже после изучения романа. Обязательно комментирую каждую тему. Темы проектов «Говорящие имена и фамилии  в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Символика цвета в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Символика чисел в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» подразумевают под собой создание презентации и рассчитаны на индивидуальную работу. Условием выполнения данного проекта является самостоятельность выполнения, владение текстом произведения, способность отвечать на вопросы учителя или учеников. Проекты «Ф. М. Достоевский в Петербурге», «Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» рассчитаны на групповую работу. Группа может состоять из 3-5 человек. Проект «Ф. М. Достоевский в Петербурге» предполагает рассказ о жизни Ф. М. Достоевского в Петербурге, о местах в Петербурге, связанных с жизнью и творчеством Ф. М. Достоевского. В ходе работы над проектом «Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» учащиеся находят адреса, связанные с действием романа «Преступление и наказание». Продуктом работы по данным проектам является видео экскурсия. Дети выходят в город, находят адреса, связанные с темой их проекта, ведут экскурсию. (Видео3).

Работа над проектами «Ф. М. Достоевский в Петербурге», «Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» позволяет учащимся увидеть город глазами героев романа Ф. М. Достоевского, почувствовать атмосферу романа.

В конце 10 класса, перед летними каникулами, я озвучиваю учащимся темы проектов по серебряному веку. Это дает возможность ученикам заранее определиться с темой проекта, составом групп. Практически все темы предполагают видео экскурсию. Т.к. дети в 10 классе уже создавали свои видео работы, получили  некоторые замечания, пожелания, данный вид деятельности не вызывает у большинства затруднений. Продукт проекта становится качественнее, осмысленнее. Тема проекта «Поэты серебряного века в Петербурге» может включать в себя как рассказ о нескольких поэтах, живших и творивших в Петербурге в период серебряного века, так и об отдельных поэтах. Это могут быть проекты, посвященные творчеству Вячеслава Иванова, Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского, Николая Гумилева, Игоря Северянина и др. Темой отдельного проекта может быть рассказ о башне Вячеслава Иванова на Таврической улице, рассказ об арт-кафе «Подвал Бродячей собаки». Если ученики выбирают темой проекта архитектуру серебряного века в Петербурге, то они рассказывают  о зданиях, построенных в период конца 19 - начала 20 века, их архитектурных особенностях. Все эти проекты предполагают обязательный выезд в город, на адреса, связанные с темами проектов. Есть ученики, которые захотят работать индивидуально, и для таких тоже можно подобрать темы проектов, которые им будут интересны. Например, проект «Творческие объединения» периода серебряного века.

В заключение хочу сказать, что мы живем в городе, который многие называют «музеем под открытым небом». Мы стали реже выезжать на учебные экскурсии, дающие возможность нашим ученикам познакомиться с историей нашего города. Работая над проектами, ученики лучше узнают Петербург, знакомятся с его литературной историей, в то же время, они учатся работать в команде, планировать свою деятельность, представлять продукт своей деятельности, защищать проект, отвечать на вопросы.

На мой взгляд, данные проекты развивают  у учащихся интеллектуальные, речевые, мыслительные, коммуникативные умения и навыки.


Автор(ы): Новик Наталья Геннадьевна
Приложения: