Партерная гимнастика

Богданова Марина Дмитриевна

Методическая разработка «Партерная гимнастика» была создана для совершенствования физической формы участниц хореографического коллектива Ансамбль бального танца «Консонанс» Пансиона воспитанниц Министерства обороны РФ в Санкт-Петербурге.

Участницам танцевального коллектива необходимо постоянно следить за своей осанкой, регулярно выполнять упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса, поддерживать эластичность связок и сухожилий, мышц голени и стопы, следить за выворотностью стоп, их подвижностью, а также подвижностью голеностопных суставов. Девочки должны постоянно развивать танцевальный шаг, укреплять мышцы бедра, поддерживать подвижность тазобедренного сустава, гибкость плечевого, поясничного суставов и крестцового отдела позвоночника.

Данная методическая разработка представляет краткий курс изучения и практического освоения упражнений, нацеленных на решение перечисленных выше задач.

Партерная гимнастика — это комплекс упражнений на полу в различных положениях: лежа на животе, на спине, на боку. Такая особенность позволяет заниматься без осевого давления на позвоночник и дает возможность прорабатывать все крупные суставы. Нагрузка подбирается индивидуально, так как физическая подготовка у всех разная. Поэтому лучше приступать к занятиям плавно, чтобы организм мог адаптироваться. Регулярные тренинги позволят проработать все крупные мышечные группы и улучшат эластичность связок.

Настоящая методическая разработка может использоваться как дополнительный материал к курсу обучения хореографии.

Актуальность и перспективность курса

 Актуальность определена следующими факторами. Общим для всех направлений работы с телом является то, что движение рассматривается как инструмент для развития тела ребёнка и формирования его личности. Партерная гимнастика работает с природной структурой тела и поэтому безопасна и доступна начинающим. Она позволяет воспитанницам открывать новые уровни собственных возможностей в последующем хореографическом творчестве - даёт возможность реализовать сложные композиции и постановки. Также она способствует формированию привычки к здоровому образу жизни, поддержанию высокой культуры тела.

Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия.

Занятия проводятся для обучающихся 5 - 10 курсов (возрастная группа – 11-16 лет) Санкт-Петербургского Пансиона воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации.        

Цель методической разработки: обучение воспитанниц правилам техники выполнения комплекса упражнений партерной гимнастики как системы всестороннего развития физических (телесных) способностей.

Задачи:

Обучающие

· научить соблюдать правила при выполнении комплекса упражнений партерной гимнастики;

· освоение упражнений для развития гибкости позвоночника;

·  освоение упражнений для развития подвижности и укрепления всего суставно – связочного аппарата;

Развивающие

· выявление индивидуальных особенностей девочек - раскрытие их природной физической одарённости;

· совершенствование физических возможностей воспитанниц для последующего максимально выразительного исполнения ими танцевальных комбинаций;

Воспитательные

· формирование у воспитанниц понимания необходимости индивидуальной работы по собственному физическому развитию;

·  утверждение ценности здорового образа жизни, эстетической ценности хорошей физической формы, формирование осознанной потребности в поддержании культуры тела.

 Описание ценностных ориентиров мастер-класса

Данная разработка способствует систематизации знаний воспитанниц по следующим аспектам:

· свобода движения как основа хореографической лексики;

·  единство физической и духовной культуры;

· партерная гимнастика как инструмент саморазвития.

Данная разработка направлена, прежде всего, на развитие физических навыков и умений воспитанниц, однако с её помощью учащиеся смогут также систематизировать и закрепить знания по основному курсу хореографии, осмыслить хореографическую лексику на новом уровне восприятия и физических возможностей, получат перспективу участия в хореографических мероприятиях разного уровня.

 Планируемые результаты

           Данная разработка направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Обучающиеся смогут достичь таких личностных результатов, как формирование устойчивой мотивации к познанию и вовлечённости в хореографическое искусство, смогут осмыслить возможность самореализации посредством телесного языка танца.

В качестве метапредметных результатов могут быть рассмотрены умение организовать собственную деятельность (действовать по плану, устремляясь к намеченной цели).

Предметными результатами являются: степень освоения развивающих упражнений, опыт хореографической деятельности, готовность к демонстрации собственных достижений на разных уровнях.

Мастер-класс "Партерная гимнастика"

Время и место проведения: 16 ноября 2023 года, в 17:00, многофункциональный зал Пансиона воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации.

Участники мастер-класса: Ансамбль бального танца «Консонанс», 46 воспитанниц.

Структура мастер-класса

Продолжительность занятия – 1 час (60 минут).

 Материально-техническое обеспечение мастер-класса:

·       хореографический зал с зеркалами, магнитофон.

·       коврики;

·       форма воспитанниц для занятий хореографией.

 Основные методы работы:

·       метод мотивации и эмоционального стимулирования (доброжелательность, поощрение, установка на успех);

·       методы организации практической деятельности:

·       словесный (объяснение, беседа);

·       наглядный (практический показ);

·       метод контроля и коррекции (наблюдение, контроль педагога, самоконтроль, рефлексия, подведение итогов).

 Педагогические технологии:

·       здоровьесберегающая технология;

·       личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.

 Ожидаемый результат:

·       совершенствование техники исполнения партерного экзерсиса;

·       развитие координации, гибкости, пластики;

·       правильная постановка корпуса;

 Форма подведения итогов:

·       оценка работы воспитанниц;

·       поощрение за успешную работу;

·       установка на дальнейшую деятельность.

 Ход мастер-класса

I. Организационный:

1. Построение, поклон-приветствие.

2. Сообщение темы занятия.

 II. Вводная часть:

1.    Разогрев в движении по кругу:

·       ходьба на полупальцах,

·       бег с захлестом голени,

·       с выносом ноги вперед,

·       шаг с подъемом колена до груди,

·       перестроения в колону, линии.

2. Последовательный разогрев в статике:

·       наклоны и повороты головы, поочередные, круговые движения плеч, наклон с поворотом корпуса;

·       стойка на прямых ногах с опорой руками около носков (тело согнуто в тазобедренных суставах);

·       releve на полу - пальцах в VI позиции;

·       tempslevesauté по VI и I позициям.

Итог разминки: Подготовительная часть занятия закончена, мышцы разогреты и готовы для выполнения упражнений основного комплекса партерной гимнастики.

 III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитанницы берут коврики и становятся на места, соблюдая шахматный порядок, садятся на коврики и выполняют комплекс партерной гимнастики.

Комплекс упражнений партерной гимнастики

1. Упражнение на осанку.

·        «Солнышко»- в положении сидя, ноги вытянуты в 6 поз, руки через стороны поднимаем наверх – тянемся к «солнышку», опускаем, спина прямая.

2.Упражнение для укрепления мышц спины и брюшного пресса, эластичность подколенной связки.

·        «Складочка» – в положении сидя, ноги вытянуты в 6 поз, наклон корпуса вперед, руками стараемся достать до носков, подбородок тянуть вперед.

3. Упражнение на растягивание ахилловых сухожилий, эластичность мышц голени и стопы, подвижность стопы и голеностопного сустава.

· в положении сидя, ноги вытянуты в 6 поз., руки на поясе, «утюжки» с разворотом через 1 поз. ног к себе и от себя.

4. Упражнение на развитие выворотности стоп и эластичности связок.

· в положении сидя, с фиксированным положением развести руками стопы из 6 поз. в 1 поз., сложить стопы, вытянуть ноги.

· «Бабочка» - в положении сидя, стопы на полу подтянуты к себе, колени раскрыть в стороны, руки на коленях. Стараемся коленями достать до пола «развернуть у бабочки крылья».

5. Упражнение на развитие танцевального шага и укрепление мышц бедра.

· в положении лёжа на спине, руки раскрыты в стороны ладонями в пол, ноги в 1 поз., колени и стопы вытянуты, медленное поднимание ноги на 90*.

· в положении лёжа на спине, руки раскрыты в стороны ладонями в пол, ноги в 1 поз., колени и стопы вытянуты, махи ногами на 90*.

6. Упражнение для укрепления спины и мышц брюшного пресса.

·  «Березка» - стойка на лопатках с поддержкой под спину.

7. Упражнение на подвижность тазобедренного сустава.

·  «Паровозик» - в положении сидя, поочередное движение на бедрах вперед и обратно, руками изображаем движение колес.

·    «Велосипед" - в положении лежа на животе, руки под подбородком, поочередное сгибание ног с вытянутым носком, с носком на себя.

8. Упражнения на гибкость плечевого, поясничного суставов, а также крестцового отдела позвоночника.

·  «Лодочка» – в положении лежа на животе, ноги прямые, руки вытянуты вперед. Поднять руки и ноги от пола, перекаты на животе вперед и обратно.

·  «Корзиночка» – в положении лежа на животе, опереться впереди на руки, прогнуть корпус назад так, чтобы достать головой носки согнутых назад ног. Зафиксировать это положение, вернуться в исходное положение.

·  «Коробочка» (Парусник) - в положении лежа на животе, взяться руками за стопы. Сильно прогнуться, подняв бедра и туловище вверх.

 IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

В конце занятия педагог

· проводит опрос, чтобы закрепить усвоенные знания по технике выполнения комплекса упражнений партерной гимнастики,

· предлагает исполнить танцевально-гимнастический этюд под музыку,

· подводит итог мастер-класса: оценивает работу воспитанниц, поощряет за успешную работу, даёт домашнее задание.

· Преподаватель и воспитанницы выполняют поклон-прощание.

 Методические рекомендации

На разных этапах мастер-класса рекомендуется применять дифференцированный подход: как при предъявлении материала, так и при выполнении заданий. Уровневая дифференциация позволяет создать условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей.

Основной этап направлен на работу с телом. Заключительный этап предполагает закрепление навыков в форме исполнения гимнастического этюда. В качестве домашних заданий можно предлагать учащимся просмотр мастер-классов по партерной гимнастике.

 Список литературы

1. Базарова Н.П., Мей В.П. «Азбука классического танца». Л. - М., 1964.

2. Барышникова Т.А. «Азбука хореографии». - М.: РОЛЬФ,1999.

3. Ваганова А.Я. «Основы классического танца». - М.: «Искусство»,1939.

4. Васильева Т.И. «Балетная осанка - основа хореографического воспитания детей».- М., 1993.

5. Вихрева Н.А. «Экзерсис на полу для подготовки к занятиям классическим танцем». - М.: Московская государственная академия хореографии, 2004.

6. Левин М.В. «Гимнастика в хореографической школе». - М., 2001.

7. Лях В.И. «Гибкость и методика её развития. Физкультура в школе». №1, 1999.

 

 


Автор(ы): Богданова Марина Дмитриевна
Приложения: