Сложности и пути их преодоления в обучении
английскому языку учеников-подростков

Фарафонова Екатерина Сергеевна

Современный мир предоставляет людям разного возраста огромный выбор способов получения образования в сфере иностранных языков: домашнее обучение, дистанционное обучение, заочное обучение - сейчас все они существуют наравне с очным обучением в различных образовательных организациях. 

При этом успех обучающихся зависит не только от формы обучения, но и от множества сопутствующих факторов. В данной статье будут рассмотрены основные проблемы, с которыми сталкиваются подростки при изучении английского языка, а также предложены научно обоснованные пути их решения. Тема статьи актуальна, так как изучение английского языка подростками представляет собой важный аспект их образовательного процесса, который, в свою очередь, требует научного подхода для понимания и преодоления трудностей, возникающих у подростков в процессе овладения языком. Понимание природы сложностей, которые предстают перед подростками, является важным потому, что может помочь в создании эффективных методических разработок в целях развития языковых способностей обучающихся.

Для начала следует перечислить проблемы, с которыми в той или иной степени могут сталкиваться подростки в процессе изучения английского языка: 

Мотивация   

Страх ошибок 

Недостаток практики 

Различия в уровне подготовки 

Сложности с отдельными разделами изучения языка

Теперь остановимся более подробно на каждой из упомянутых трудностей. 

Поддержание мотивации и интереса учеников подросткового возраста выступает одной из ключевых сложностей, с которыми повсеместно сталкиваются преподаватели английского языка. Согласно исследованиям, мотивация играет ключевую роль в успешном изучении иностранного языка (1). Однако, подростки часто теряют интерес к изучению языка по ряду причин. Кому-то наскучивают однообразные методы преподавания, других же может демотивировать отсутствие видимых результатов. Бесконечное выполнение грамматических или лексических упражнений без выхода в живую речь за пределами класса может значительно снизить энтузиазм учеников, стремящихся овладеть языком на требуемом уровне. 

Каким образом преподаватели могут избежать потери мотивации у своих учеников? Одним из вариантов, в котором кроется ответ на данный вопрос, является включение в урок различных стратегий для того, чтобы разнообразить процесс овладения языком учениками. Такими стратегиями могут выступать интерактивные и вовлекающие активности во время урока: интерактивные игры, проектная деятельность, разыгрывание диалогов (role-plays) и пересказ от определенного лица (storytelling), а также внедрение информационно-коммуникативных технологий в процесс урока (2). Значительно повысить интерес учеников-подростков может практическое применение языка, например, через общение с носителями языка или просмотр аутентичных видеоматериалов. Сделать это можно на разнообразных онлайн-платформах, где ученики будут практиковать не только навыки аудирования, но и говорения. Также можно предложить учащимся участвовать в программах обмена или языковых клубах, организованных на базе образовательного учреждения или самостоятельно. 

Следующей проблемой, которую мы рассмотрим в данной статье, будет страх совершения ошибок. Согласно исследованиям, значительным барьером в изучении иностранного языка выступает именно страх совершить ошибку (3). Подростки отключают внимание от урока и предпочитают не участвовать в процессе общения. Внутренний страх мешает им перейти в продуцирование речи, от чего значительно страдает аспект говорения, а получение результатов обучения может замедлиться. Как следствие, может снижаться интерес к уроку и языку в целом. 

Для преодоления страха совершения ошибок эффективным методом будет создание поддерживающей и неосуждающей атмосферы в классе. Таким образом, уровень тревожности пойдет на убыль, а вот уровень уверенности учеников заметно повысится. (4). Учителям следует поощрять попытки говорить и писать на английском, независимо от количества ошибок, и объяснять, что ошибки – это естественная часть процесса обучения.
Следующая проблема, которую мы затронем, уже была косвенно упомянута в разделе мотивации. Однако, для некоторых учеников она становится одной из главных, препятствующих изучению английского языка. Этой трудностью является недостаток практики. Овладение языком всегда строится по определенному плану. К сожалению, количество академических часов для изучения иностранного языка в общеобразовательной школе ограничено, поэтому в рамках учебной программы ребенок не способен в полной мере освоить требуемые знания. Практическому же использованию языка (в письменной или устной форме) не всегда удается уделить достаточное внимание. Таким образом, ученик, овладев теоретическими знаниями по разделам грамматики и лексики, не будет способен выйти в живую речь. 

Методы, способствующие повышению количества и качества практического использования языка, могут применяться преподавателями в разной степени в зависимости от учебного плана, уровня владения языком учеников и их целей. Следует отметить, что вне зависимости от используемого метода важнее всего регулярность. Именно она сможет довести навыки учеников до автоматизма, что в результате приведет к свободному использованию накопленных знаний в реальном общении. Также, если учебный план позволяет, то можно проводить внеурочные мероприятия, связанные с английским языком, где ученики будут обмениваться опытом, обсуждать интересующие их темы, встречаться с носителями или смотреть фильмы/программы на изучаемом языке. В настоящее время применение интернет-ресурсов будет играть на руку преподавателям. Просмотр видео, прослушивание музыки, чтение книг, онлайн-игры - все это может стать основой для живого обсуждения с учениками-подростками. Даже за пределами класса они будут хотеть использовать язык для общения на интересующие их темы, что значительно повысит показатель практического использования языка.


Не менее важной представляется проблема, которая связана с различиями в уровне подготовки учеников-подростков, изучающих язык в одной группе. В общеобразовательных школах повсеместно встречаются случаи, когда ученики из одного классе учились в разных школах/находились под руководством разных учителей/уделяли разное количество внимания изучению английского языка на предыдущих этапах. Эти и многие другие факторы могут способствовать тому, что преподаватель столкнется со сложностями в преподнесении материала и успешном его усвоении. 

Сейчас многие школы и преподаватели в частности стараются применять дифференцированный или индивидуальный подход к обучению учеников. Такой подход предполагает подбор и объяснение материала и заданий в соответствии с уровнем каждого ученика в группе. То есть, один и тот же материал преподносится в различных форматах. Это может быть индивидуальная работа или работа в малых группах, для кого-то может быть полезно самостоятельное изучение материала с помощью интернет-ресурсов. Каждому учителю следует ориентироваться на нужды своих учеников и подбирать для них ту форму работы, которая будет для них максимально эффективной и комфортной. Если удастся это сделать, то у учеников не только повысится уровень мотивации, но и повысится уровень знаний.

Наконец, мы рассмотрим проблему, возникающую у учеников по причине сложностей в освоении различных аспектов языка. В том, что грамматика и лексика английского языка представляют собой сложную систему, нет никаких сомнений. Поэтому не каждый ученик в подростковом возрасте будет готов в ней разбираться при условии возникновения трудностей. Запоминание лексических единиц и грамматических правил, отработка правильного произношения, попытки понять прослушиваемый текст и самостоятельное воспроизведение фраз и предложений на английском языке - лишь некоторые из предполагаемых сложностей. 

В преодолении этих сложностей смогут помочь следующие методы. Во-первых, учитель может предложить ученикам использовать мнемонические приемы и техники. Делать это нужно, если сам учитель может объяснить правильное выполнение этих техник. В противном случае, у ученика может появиться на одну проблему больше. Во-вторых, эффективным способом запоминания слов и грамматических конструкций является использование визуальных материалов и контекстного обучения. То есть, прочитав текст и проанализировав его, ученики будут способны разобраться в правилах употребления тех или иных структур, смогут понять значения слов по контексту, что впоследствии приведет к их способности применять усвоенный материал в собственной речи. Важно иметь в виду, что выбор приемов зависит от потребностей каждого участника образовательного процесса. Их использование должно приносить пользу и результат, а не провоцировать новые проблемы.


В заключение, хотелось бы сказать, что изучение английского языка подростками - это многогранный и сложный процесс. Он требует научного подхода и внимания не только со стороны педагогов и руководителей образовательных организаций, но и родителей. Совместная работа всех участников образовательного процесса поможет в преодолении трудностей различного характера. Использование мультимедийных, визуальных и онлайн-ресурсов, регулярная практика, создание поддерживающей атмосферы на уроках, внедрение живого общения и интерактивных заданий помогут справиться с возникающими сложностями и сделают процесс освоения языка эффективных и увлекательным. В результате, ученики обретут уверенность в своих знаниях и навыках и обретут заинтересованном в изучении языка на всю жизнь. 

Dornyei, Z. Motivational Strategies in Language Classroom: Cambridge University Press, 2001

Chapelle, C. English Language Learning and Technology [electronic Resource]:Lectures on Applied Linguistics in the Age of Information and Communication Technology: Carol A., Chapelle, John Benjamins Pub., 2003

Horwitz, E. K. Preliminary evidence for the reliability and validity of a foreign language anxiety scale: TESOL Quarterly, 1986

Young, Dolly J. Creating a Low-Anxiety Classroom Environment: What Does Language Anxiety Research Suggest?//The Modern Language Journal, 1991, Volume: 75, No. 4
 


Автор(ы): Фарафонова Екатерина Сергеевна
Приложения: