Приёмы формирования финансовой грамотности
во внеурочной деятельности младших школьников

Маслакова Оксана Анатольевна

Пояснительная записка

Конспект занятия составлен в соответствии с ФОП, «Школа России» г. Санкт -Петербург для учащихся 3 класса.

Вопрос функциональной грамотности учащихся и всего подрастающего поколения широко отражен в послании Президента: «Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».

Финансовая грамотность определяется “как способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет,

 выражать хорошо обоснованные математические суждения,

 использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, присущие творческому,

заинтересованному и мыслящему гражданину”.

Под математической грамотностью понимается способность учащихся: 

- распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые

можно решить средствами математики;

- формулировать эти проблемы на языке математики;

- решать эти проблемы, используя математические факты и методы;

- анализировать использованные методы решения;

-интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

- формулировать и записывать результаты решения.

Функциональная математическая

грамотность  предполагает использовать математические знания,

приобретенные обучающимся за время обучения в школе  для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.

 

 Научиться действовать ученик может только

в процессе самого действия, а ежедневная работа учителя на уроке, образовательные технологиии приемы, которые он выбирает,

 формируют функциональную финансовую грамотность учащихся.

Использую игровые приемы:

1.     «Верные и неверные утверждения»

2.    «Западня»

3.    «Хлоп-топ»

4.    «Математический мячик»

5.    Кубик Блума

6.    «Наоборот»

7.    « Лови ошибку»

Эти игры способствует актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности, что дает возможность быстро

включить детей в работу.

При этом формируется умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию,  выражать свое мнение.

Еще один прием

Изготовление Лепбука

Автором пособия считают американку Тэмми Дюби.

 Она придумала наполнить небольшую папку разнообразными картинками, кармашками, стишками и бумажными поделками для закрепления и сохранения информации, которую освоила со своими детьми.

Дословно переводят с английского  как «наколенная книга».

Лепбук – это результат  конкретной изученной темы. Его изготовлению должны предшествовать  выполнения различных заданий. Только так ребенок будет готов к изготовлению тематической папки.

 Лэпбуки имеют небольшие размеры,

Вся информация размещается на формате А4.

Включает в себя все основные сведения по изученной теме.

Этот прием позволяет учащимся овладеть умениями собирать, анализировать и обрабатывать информацию.

 Позволяет самостоятельно использовать различные виды деятельности, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

 Кроме того, эти чудо-книжки раскладываются и имеют множество кармашков, вкладышей, блокнотов, которые в свою очередь раскрываются, что очень по вкусу маленьким исследователям и любителям тайн.

Лепбук можно изготовить

"Ø" во время индивидуальной работы,

"Ø" работы в парах

"Ø" группах,

"Ø" как проектную деятельность.

Сегодня я остановлюсь более конкретно на примерах заданий , которые способствуют формированию и развитию финансовой грамотности у детей.

9. Умение решать текстовые задачи  

          Задача 1

В школьной столовой продаются разные вкусные пирожки:

 пирожки с картошкой - за 30 рублей, пирожок с вишнёвой начинкой – за 42 рубля,

с черничной начинкой – за 37 рублей, а сосиска в тесте – за 53 рубля.

 1.Сколько стоят сосиска в тесте и пирожок с картофельной   начинкой вместе?

2.      Сколько стоят пирожок с картошкой и пирожок  с вишнёвой начинкой вместе?

3.      Сколько стоят два самых дешёвых пирожка?

4.      Какие пирожки сможет купить себе Лариса, если у неё 100 рублей?

 

 

2.             Для приготовления «Картошки-гармошки» необходимо взять:

1 кг картофеля по 30р. , 400г грудинки за 55р. ,1 кг соли по 8р., 1 пачку шпажек по100р., 1 рулон фольги -20р.Сколько стоит вся покупка?

Продукты

Количество

Стоимость

Картофель

 

 

Грудинка

 

 

Соль

 

 

Шпажки

 

 

фольга

 

 

 

 

 

 

3.             Для приготовления «Картошки-гармошки» необходимо взять:

1 кг картофеля по 30р. , 400г грудинки за 55р. ,1 кг соли по 8р., 1 пачку шпажек по100р., 1 рулон фольги -20р.Сколько стоит вся покупка?

Продукты

Количество

Стоимость

Картофель

 

 

Грудинка

 

 

Соль

 

 

Шпажки

 

 

фольга

 

 

 

 

 

 

4.Для приготовления «Картошки-гармошки» необходимо взять:

1 кг картофеля  , 400г грудинки  ,1 кг соли ,  1 рулон фольги.

В каком магазине выгоднее сделать покупку?

Продукты

Стоимость в «Магните»

Стоимость в «5»

Стоимость в «Светофоре»

Картофель

30р.

40р

21р.

Грудинка

55р

120р.

40р.

Соль

8р.

20р.

8р.

фольга

20р.

20р.

35р.

 

 

 

 

     

   

Решение задач есть вид творческой

деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.

 

Для формирования финансовой грамотности можно использовать

задачи содержащие информацию, представленную в различной форме (таблицах,

диаграммах, графиках и т.д.).

 Вопрос задачи может быть сформулирован

следующим образом: переведите в графическую (словесную) форму.

 

Изучение математики помогает  ученикам  усваивать общепринятые логические способы действий, приучает к самостоятельному поиску информации, вынуждает развивать собственные приемы поиска способов и методов решения задач,  и составляет основу умения учиться.

Литература:

1. Финансовая грамотность : сборник эталонных заданий : учебное пособие в 2 ч. / под ред. Г. С. Ковалёвой, Е. Л. Рутковской. – Вып. 2. – 2-е изд., стер. – М. ; С.-Пб. : Просвещение. 2022. – 94 с. : ил. – (Финансовая грамотность. Учимся для жизни). Ч.2. – 125 с. : ил. – Текст : непосредственный.

2. Матюшенкова, Н. Г. Основы денежного обращения и финансы / Н. Г. Матюшенкова. – М. : Изд. центр «Академия», 2008. – 2008. – 128 с. – Текст : непосредственный. Аннотация: рассмотрены сущность, функции и виды денег, денежной системы и ее элементов. Раскрыты сущность инфляции, основы финансовой системы, финансов предприятий и государственных финансов. Освещены вопросы налоговой политики, организации страхования и рынка ценных бумаг в Российской Федерации


Автор(ы): Маслакова Оксана Анатольевна
Приложения: