Технологии формирования критического
мышления у школьников

Моисеева Татьяна Валерьевна

Современному человеку сегодня необходимо обладать критическим мышлением, чтобы соответствовать требованиям современного общества. Он должен уметь определять проблемы и перспективы, разрабатывать оптимальные пути к достижению задач,  готов к самореализации и самовыражению. Чем раньше начать формировать критическое мышление, тем успешнее будет процесс обучения. Ведь к 11–12 годам у человека уже складывается определенный стиль мышления, который в дальнейшем может либо помогать, либо мешать ребенку стать успешным.

Почему так важно формировать критическое мышление у учеников начиная с младших классов? Им необходимо уметь анализировать получаемую информацию и выявлять главное, уметь сформулировать свое отношение к полученным знаниям, отказаться от недостоверной, неактуальной и ненужной информации. Человек не рождается с такими умениями. Их нужно у ребенка развивать. Критическое мышление – это как раз и есть умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умение применять знания как в стандартной, так и (что гораздо важнее) в нестандартной ситуации. Поскольку в настоящее время школа  призвана воспитать свободную, развитую и образованную  личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях  постоянно меняющегося мира формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика  и учителя, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логическое мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

Для того, чтобы развивать критическое мышление учащихся, учителю следует использовать в своей работе проблемные, исследовательские, поисковые и творческие методы и приемы. Учебный процесс организовать как поиск ответа на проблемные вопросы, поскольку такая работа всегда помогает активизировать поисковую деятельность учащихся. Для мотивации вовлечения учеников в работу, учителю следует выбирать интересные, близкие для школьников темы.  Благоприятный психологический климат необходим для создания атмосферы, в которой ученик не будет бояться пробовать, творить, чувствовать поддержку учителя. Каждый ученик должен иметь возможность высказать свое мнение, поскольку школьники будут настроены на работу, если будут знать, что их мнение ценят, уважают. В своей работе учитель должен использовать задания, которые способствуют развитию творчества учащихся, тем самым формировать людей, способных выражать широкое разнообразие идей, имеют гибкое мышление, могут рассматривать проблему с разных сторон. На уроках учитель должен задавать ученикам  вопросы разного уровня, придерживаться принципов преемственности, использовать вопрос проблемного уровня, которые ориентируют человека на размышления, анализ. Формировать у учащихся умение задавать вопросы, учить школьников составлять вопросы разного типа, предусматривающие проверку знаний, понимание информации и определенные выводы, оценку. Сочетание в учебном процессе индивидуальных, групповых и парных формы работы дают возможность каждому ребенку больше проявить свои способности, а групповые формы работы объединяют усилия всех участников группы на достижение общей цели: учащиеся учатся слушать товарищей, понимают, что результат зависит от работы каждого.

Сегодня, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностноориентированное обучение, необходимо  сделать его содержательным, практическим, доступным и интересным. По мнению российских педагогов, характерными особенностями критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.        

При традиционной системе обучения целью выступало формирование у детей азов грамотности, когда учитель показывает и объясняет, а ученик – запоминает и повторяет; а общение на уроке, как правило, было фронтальное. ТРКМ меняет деятельность ученика, привыкшего к получению готовых знаний, подчинению, послушанию, монотонной работе не уроке, а значит, меняет и его смысловые установки. При использовании ТРКМ учащиеся являются субъектами при определении целей учебной работы, критериев оценки ее результатов; у детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.

 Базовая модель технологии  состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.

1 стадия занятия – вызов.
Функции стадии:
- мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме)
- информационная (вывод «на поверхность» имеющихся знаний по теме)
- коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,
- побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома.
Во время работы на этой стадии принимаются все версии. Дети включены в активный поиск, они воспроизводят информацию. Ребенок ставит перед собой вопрос «что я знаю?» по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает и хочет узнать. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.
На данной стадии используются различные приемы: 
Мозговой штурм
Цель использования:
1. выяснение того, что знают дети по теме;
2. набрасывание идей, предположений по теме;
3. активизация имеющихся знаний.
При использовании этого приема педагог предлагает воспитанникам воспользоваться моделью трех вопросов:
Что знаю?
Что хочу узнать?
Как узнать?
Предлагается подумать и педагог записывает все, что они знают или думают по данной теме. Далее воспитанники обмениваются информацией. Педагогический опыт показывает, что парная мозговая атака очень помогает дошкольникам, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ребенок легче выходит на контакт со всей группой. Кроме того, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу детей.
Корзина идей

Цель использования:
1. выяснить все, что знают дети по обсуждаемой теме. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что воспитанники знают об изучаемой теме.
Алгоритм работы:
1. Каждый ребенок вспоминает все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
2. Обмен информацией в парах или группах.
3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
4. Все сведения кратко записываются педагогом в “корзине идей”, даже если они ошибочны.
5. Все ошибки исправляются на следующей стадии по мере освоения новой информации.

 

2 стадия занятия – «осмысление» 

Цель использования:
-позволяет школьнику получить новую информацию;
- позволяет школьнику осмыслить новую информацию;
- позволяет школьнику соотнести информацию с уже имеющимися знаниями.

 

Главная задача стадии «осмысления» – поддержать активность, интерес созданные во время стадии «вызова». В этот момент дети сознательно увязывают новое с уже известным.
На данной стадии используются следующие приемы: 
Ролевая игра
Применяется педагогом почти на каждом занятии. Цель этого приема заинтересовать детей, удивить. При этом возникает и действует эффект неожиданности. Так же этот прием может заключаться в постановке проблем или в инсценировке. Например, появление неожиданно какого – либо героя, который предлагает детям решить проблему. Это также может быть небольшая инсценировка с участием разных видов театра или других игрушек.
Прием «ролевая игра» активизирует внимание детей, создает интерес детей к данной проблеме и желание решить ее. Воспитывает в детях доброжелательность, отзывчивость.
Кубик
Данный прием используется для графической организации материала. На гранях кубика дается задание. В группах воспитанники заполняют на развороте грани кубика. Опрос – выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани.
Например: Картинка изображаемого предмета.
Каждая сторона кубика несёт вопрос:
Что это?
На что похоже?
Форма, величина, цвет
Как это делают?
Для чего используют?
За и против (положительное и отрицательное)
Диаграммы Венна («Круги сравнения»)
Данный прием используется для конкретизации и классификации предметов на основе сравнения.
Например, при изучении лексической темы «Животные»:
- Что мы знаем о животных? На какие группы мы их можем поделить? Распределите животных по кругам сравнения. (Дети прикрепляют изображения животных на магнитной доске в соответствующий круг по предложенным детьми названиям групп (дикие, домашние) )
- Какие животные могут быть и дикими и домашними? Где вы их расположили по кругам сравнения? (Дети называют животных и птиц, которые расположены в общей части кругов).
- Чем отличаются дикие и домашние собаки? Почему животных называют домашними? Что нужно для ухаживания за ними? Без чего эти животные жить не смогут?


3 стадия занятия – «рефлексия» 

На стадии рефлексии таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, исследования, дискуссии и т.д. На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Цель использования:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- формирование у каждого дошкольника собственного отношения к изучаемому материалу.
На данной стадии используются следующие приемы:
Синквейн
Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Его составление – эффективное упражнение для ума. Оно развивает навыки краткого резюмирования после осмысления пройденного материала.
1 строка – тема произведения, выраженная одним словом (существительным)
Так же возможно применение следующих методов и приёмов развития критического мышления:
Прогнозирование- активизация представлений детей по теме содержания текста для чтения, выраженного в его названии. Тема: «Чтение М. Пришвина «Лисичкин хлеб». - Как вы думаете, о чём вы сейчас узнаете в рассказе М. Пришвина «Лисичкин хлеб»? О каких животных пойдёт речь? Назовите. (Или выберите из набора иллюстраций).
 Логические цепочки - развитие умения устанавливать общий признак. - Продолжи ряд слов: шапка, шляпа, панама, … и т.д.
Ассоциативный куст - активизация знаний детей по теме, установление взаимосвязи выделенных понятий. Тема: «Зимние виды спорта» - Какие ассоциации возникают при слове «спорт»? Называйте всё, что вспоминается. Дети называют слова, фразы, всё обозначается на маркерной доске заглавными буквами слова или рисунком –символом. - Докажите, что вы назвали правильные слова. Доказанные слова соединяются с основным словом «спорт» с помощью стрелок. - Выберите из ряда предметов новые слова, имеющие отношение к спорту. Докажите ваш выбор.
Кластеры– графический прием систематизации материала
1) Выделение смысловых единиц (ключевых понятий);
2) Объединение понятий в виде схемы, установление причинно- следственных связей;
3) Поиск новых кластеров: наполнение содержанием готовой схемы, называние обозначенных кластеров;
4) Самостоятельная работа с текстом, опираясь на схему
Толстые и тонкие вопросы - осмысление содержания художественного произведения. «Толстый» вопрос подразумевает ответ «да», «нет», «не знаю», а «тонкий» вопрос требует развёрнутого ответа.

Критическое мышление - это шаг к активным, творческим методам. Если мы хотим воспитать ребенка с неординарной личностью, стоит не просто перенасыщать его информацией, но побуждать его мыслить критически, то есть делать собственные умозаключения на основании полученной информации, размышлять, задавать правильные вопросы.


Автор(ы): Моисеева Татьяна Валерьевна
Приложения: