Особенности проведения дидактических игр
в старшем дошкольном возрасте

Иванова Елена Александровна

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи – чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития.

С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем.

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:

— период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, развития творческих способностей), основным новообразованием этого периода является овладение речью;

— постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны родителей;

— глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.  

Очень важно вовремя научить ребенка правильной речи, так как труднее ее исправить. Дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овладение правильным звукопроизношением.

   Дидактическая игра занимает особое место, так как она имеет большое значение для воспитания. Дидактическая игра способствует совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

  Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение.

   Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

   Крайне необходимо постоянно проводить словарную работу. Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико - грамматических игр.

Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:

  - побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

 - совершенствовать разговорную речь;

 - обогащать словарь;

- формировать грамматический строй языка;

 -развивать связную монологическую речь.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

Особенности проведения дидактических игр в старшем дошкольном возрасте.

     Дидактические игры имеют такую структуру, в которой многие исследователи выделяют такие элементы, как: 

  • обучающая задача;
  • игровое действие или игровой элемент;
  • правила;
  • заключение или окончание игры.

Игровые действия или игровые элементы игры осуществляются в форме игровых манипуляций игрушками, предметами или картинками (подбор, складывание, раскладывание и т.п.), в форме поиска предмета и его нахождения; загадывания и отгадывания; выполнения ролей; соревнования; особых игровых движений (хлопки в ладоши и др.); в качестве игрового элемента может быть использовано слово или фраза. В одной игре иногда встречается несколько игровых элементов.

По содержанию дидактические игры делят на игры по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, развитию математических представлений, игры музыкальные и т.д

По мере усвоения программного материала дидактическую игру можно усложнять. Педагог и сам может усложнить игру, увеличив количество предметов для ее проведения, изменив (ускорив) темп, заменив наглядный материал игры на словесный, введя соревнование по рядам и т. д.

На одном занятии в зависимости от его содержания и обучающих задач может быть проведена одна или несколько игр. Длительность игр различна: от 3 – 5 минут до 15.

Они могут проводиться в середине занятия, в начале и изредка, некоторые из них, в конце. Дидактическая игра требует от детей значительного напряжения внимания, памяти, поэтому при ее проведении педагог должен наблюдать за играющими и при появлении у детей первых признаков утомления (или сильного возбуждения) закончить игру.

Успех игры во многом зависит от четкого объяснения правил. Вначале целесообразно разъяснить детям игровое задание, а потом способ его выполнения. Тогда ребята поймут, почему надо выполнять правила. Необходимо рассказать о расположении участников игры, если игра связана с двигательной активностью.

Педагог должен показать образец действия. Иногда это может сделать кто – либо из детей. На ведущую роль в первый раз следует назначить заранее подготовленного ребенка. Исполнитель роли в сюжетной дидактической игре выбирается при помощи считалки.

В ходе игры педагог, как и играющие дети, выполняет разнообразные роли. Он «живет» в игре. Начало игры надо проводить в несколько замедленном темпе, чтобы дети лучше усвоили правила. Если правила сложные, то тогда можно предложить пробный ход, а потом перейти к проведению самой игры.

Чем четче соблюдаются правила, тем напряжённее, интенсивнее идет игра. Нецелесообразно исключать из игры того, кто ошибся, поскольку он лишается возможности упражняться в совершаемых действиях.

После того как все дети усвоят правила, можно передать руководство игрой одному из ребят. Это приучает детей к самостоятельности, умению слушать товарища. Многие игры они смогут проводить сами в свободное от занятий время. Темп игры возрастает при развертывании действий. Педагогу надо следить за темпом игры, ибо слишком быстрый темп возбуждает детей или может внести растерянность, замедленный темп - утомляет играющих.

По окончании игры педагог подводит итог, определяет вместе с детьми победителя, указывает на допущенные ошибки, высказывает, что потерпевшие неудачу смогут в следующий раз выиграть, если будут более внимательными, ловкими, находчивыми, своевременно придут на помощь товарищу.

Дети старшего дошкольного возраста уже способны к самостоятельным выводам, заключениям, обобщениям. Неоценимую помощь оказывают для развития этих способностей дидактические игры.

Задания многих игр, рассчитанных на детей старшей группы, предполагают сотрудничество ребят, совместный выбор картинок, игрушек, их сравнение, обсуждение особенностей предметов, способов их классификации. Это способствует активизации имеющихся у детей знаний, способов их применения в реальной и условной ситуациях. В процессе совместного выполнения задания происходит взаимный обмен знаниями, опытом.

Почти каждая игра предоставляет детям возможность выбора из суммы знаний, которыми они уже овладели, нужные для данной ситуации. Осуществляя игру совместно с ребенком, дайте ему знания о том, как правильно играть, расскажите ему о правилах игры, предложите ребенку выбор игр, затем пусть он сам придумает новые правила.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи и мышления детей.

Список использованной литературы и источников:

1.       Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: 2009.

2.       Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 2008.

3.       Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: 2009. 

4.        Колунова Л.А., Ушакова О.С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2009. №»9. 

5.       Как играть с ребенком/Н. Я. Михайленко, Н.А.Короткова.-3-е изд.,дораб.М.:Обруч, 2012.-176с.

6.       Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: 2007. 

7.       Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 2008. 


Автор(ы): Иванова Елена Александровна
Приложения: