Педагогика настоящего времени

Кириченкова Марина Юрьевна

Педагогика к настоящему времени накопила обширный объем теоретического материала, описаний педагогических явлений и знаний. Поэтому в педагогике образовалось большое количество ответвлений, которые развиваются как самостоятельные науки. К ним относятся: история педагогики, педагогика школы, педагогика профтехобразования, военная педагогика, предметные методики (науки о закономерностях преподавания и изучения учебных предметов), дошкольная педагогика, педагогика высшей школы, дефектология, которая подразделяется на тифлопедагогику - теорию воспитания слепых; олигофренопедагогику - умственно отсталых; сурдопедагогику - глухих; логопедию - теорию обучения детей с расстройствами речи и др.

Очень важно, что педагогика даёт возможность нам развиваться, заниматься самовоспитанием и самоорганизаций. Так что для чего она нужна, вопрос действительно интересный, а главное важный.

Те, кто хотя бы раз всерьез задумывались над тем, зачем нужны эти знания, смогут без проблем ответить, что она нужна для воспитания подрастающего поколения. Оно так и есть. Педагогика помогает развиваться не только преподавателю, но и детям, которых он окружает своим теплом и заботой. Так что педагогика – это процесс воспитания человека в независимости от его возраста.

Воспитание является основной категорией педагогики. Человек воспитывается с самого рождения и практически до самой смерти. Сила этого воспитательного воздействия, естественно, изменяется в зависимости от возраста, социального положения и статуса.

Вообще воспитание рассматривалось как управление процессом формирования личности в целом или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества. В условиях доминирования марксисткой идеологии воспитание рассматривалась как средство подготовки активных и сознательных строителей коммунизма. Разнообразие трактовок понятия «воспитание» связано с тем, какой аспект данного явления представляется для исследователя наиболее значимым. Воспитание тесно связано с целым рядом психологических и педагогических понятий. Прежде всего такая связь объективно существует с понятием «формирование». Данный термин предполагает определенные изменения в человеке, это процесс, ведущий к завершенному результату, появлению физических и личностных новообразований в человеке. Какой бы аспект мы ни поставили во главу угла, определяя воспитание, во всех случаях присутствуют общие признаки, характеризующие это явление

В узком смысле под воспитанием понимали целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество (например, творческую активность).

Сегодня воспитаниевсе чаще рассматривают в контексте процесса социализации человека.

Под социализацией понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию). Социализация рассматривается как усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Анализ концепций социализации показывает, что существуют два подхода к пониманию ее сущности. Эти подхода различаются представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития. Так, одни исследователи указывают на то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производительной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации.

Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект он усваивает социальные нормы и культурные ценности общества в единстве с реализацией своей активности, саморазвития, самореализации: в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, а активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства.

Обратим внимание на то, что процесс социализации: существенным образом зависит от норм, которые регулируют требования, предъявляемые обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную деятельность. Социализация выступает как элемент механизма саморегуляции социальной жизни, обеспечивает сохранение и развитие социума. Социализируясь, человек не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей.

Различают стихийную и контролируемую социализацию. Естественно, стихийная социализация существенным образом влияет на воспитанность ребенка. На него оказывает влияние окружающая среда и прежде всего система социальных отношений, в которую с самого раннего детства он включается.

Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автономизация — реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует самооценке личности, представлению ее о себе. Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируется понятиями «быть со всеми» и «оставаться самим собой». Они лишь кажутся противоречивыми. Несомненно, результатом социализации человека является также социальная активность — реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в сферах социальных отношений человека. Таким образом, критериями, которые свидетельствуют о социализации человека, являются социальная адаптированность, социальная автономность и социальная активность.

Таким образом, можно рассматривать воспитание как педагогический компонент процесса социализации (контролируемую социализацию), который предполагает сознательные действия, направленные на интеграцию человека в общество, на освоение им комплекса социальных ролей. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Развитие личности представляет собой процесс, в котором происходят как количественные, так и качественные преобразования. Процесс предполагает разрешение различного рода противоречий, которые являются источниками развития. Речь идет о следующих противоречиях:

  1. между потребностями детей и возможностями их удовлетворения;
  2. между потенциалами ребенка и возможностями их реализации;
  3. между целями, которые ставит перед собой ребенок, и условиями их достижения.

Эти противоречия проявляются по-разному на различных возрастных этапах развития человека.

Задача педагога — способствовать развитию организма ребенка (физическое развитие), психики (психическое развитие) и личности (социальное развитие). Развитие это начинается с самого начала жизни. Ему способствует уверенность воспитателя (родителя, учителя), а затем и ребенка, что всего можно добиться, если проявить достаточную настойчивость и упорство. Конфуций сказал: «Если я буду ежедневно приносить по корзине земли и не отступлюсь от этого, то создам гору».

Воспитатели реализуют комплекс средств, направленных на достижение оптимального результата в развитии ребенка. Они как бы упорядочивают разнообразные воздействия на него. Этот процесс можно назвать управлением. В нем реализуется весь спектр оперативных функций управления: целеполагание, планирование, организация, анализ и т.п.

Таким образом, в рамках данного подхода воспитание можно рассматривать как управление процессом развития личности и индивидуальности.

Формирование многих личностных черт человека непосредственным образом зависит от степени освоения им культуры. Культурологическая парадигма в большей степени ориентирует не на знания, а на освоение элементов культуры. При этом акцент делается на особенностях того сообщества, в котором происходит процесс воспитания человека, на формировании этнической идентичности.

Этническая принадлежность индивида обеспечивается посредством освоения им элементов «своей» культуры, из которых главными выступают для него ценности и нормы жизни, деятельности и поведения. Процесс врастания индивида в его этническую общность и культуру обозначается понятием «инкультурация».

В результате инкультурации человек приобретает способность свободно ориентироваться в окружающей его этнической среде, пользоваться большинством предметов культуры, созданных предыдущими поколениями, обмениваться результатами физического и умственного труда, добиваться взаимопонимания с другими народами.

Каждый человек проходит через процесс инкультурации, поскольку без его результатов не может существовать как член общества и своего этноса. Этот сложный процесс начинается в раннем детстве с приобретения навыков владения своим телом и усвоения элементов ближайшей жизненной среды и продолжается всю жизнь.

Одной из фундаментальных проблем педагогики является определение целей воспитания. Спор об этом предмете имеет достаточно давнюю историю. Каждая эпоха, каждое государство ставили свои задачи перед образовательными учреждениями. Цель определялась, исходя из доминирующих идеологических воззрений, и формулировалась в виде социального заказа. Государство и общество всегда рассматривали цель педагогической деятельности как аргументированную заботу о своем будущем. Поэтому формулировка цели чаще всего вбирала в себя постулаты, которые, по мнению правящей элиты, обеспечивали бы сохранение существующего строя и системы социальных отношений. В то же время в качестве основных аргументов выдвигалась забота о будущем подрастающего поколения.

Цели воспитания — это ожидаемые изменения в человеке, происходящие под влиянием целенаправленных воздействий педагогов, представления о результате педагогической деятельности.

В зависимости от идеологии отношений, которая устанавливается в любом обществе, доминировал один из указанных подходов.

В педагогике всегда существовало смешение идеальных и реальных целей. Нередко в качестве единственно приемлемых выдвигались идеальные цели, и это не давало возможности зафиксировать реальный результат, достигнутый педагогами.

Цели рассматривались с позиции идеала человека, гармонично развитого, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Что такое гармоническое развитие человека в современном понимании? Это идеал, к которому должен стремиться прежде всего сам человек. Кроме того, это ориентир для педагога, придерживаясь которого, он определяет содержание своей деятельности.

Гармоничного человека отличает гуманное отношение к людям, к самому себе, высокая нравственность и духовность. При этом надо четко представлять себе, что гармонично развитый человек лишь идеал и одновременно ориентир для определения реальных целей, которые не противоречат этому идеалу.

Реальные цели формулируются как результат, полностью достижимый за определенный промежуток времени. По сути, реальная цель — это цель-результат, и она не может быть поставлена перед всеми учащимися. Реальная цель всегда персонифицированна. В ней отражаются те изменения в развитии, обученности и воспитанности, которые мы хотим получить в каждом конкретном ученике за определенное время.

Таким образом, целостность учебно-воспитательного процесса характеризуется его внутренним единством, связанностью, качественной определенностью, высокими результатами в воспитании, развитии, обучении учащихся. Целостность педагогического процесса не является свойством постоянно ему присущим — она относительна и вызревает при успешной реализации всех его функций. Целостность процесса заключается в единстве его функций (обучения, воспитания, развития, информатизации, профессионализации, социализации).

Образование — это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. В системе образования всех уровней и видов происходит накопление интеллектуального и нравственного потенциала страны. Социально-культурная традиция оказывает существенное влияние на формирование характера человека, стиля поведения, его ценностей, устремлений и интересов, т. е. образа жизни, принятого в обществе, а также на освоение различных форм жизнедеятельности (трудовой, профессиональной, общественно-политической, семейно-бытовой) и развитие духовного потенциала человека для творчества. В процессе обучения и воспитания человек осваивает социокультурные нормы, которые имеют культурно-историческое значение. Смысл образования заключается в воспроизводстве устоявшихся форм общественной жизни в пространстве культуры. Образовательные системы — это социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку человека к самостоятельной жизни в современном обществе. Цели и задачи для конкретных образовательных систем зависят от социального заказа в рамках всей системы образования страны. Так, долгое время образование в нашей стране развивалось вне контекста мировой и национальной культуры. Основные параметры его "зарывались" идеологией. В настоящее время необходимо вернуть образование в контекст культуры, т. е. ориентировать его на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, освоение гуманистических технологий обучения, создание в общеобразовательных учреждениях среды, формирующей личность, способную к творческой реализации в современных условиях.

Образовательные учреждения — это социальные институты, которые приобретают государственный статус системы образования в стране в качестве дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и дополнительного образования. Социальная функция этих учреждений состоит в предоставлении образовательных услуг населению страны. Государственную норму того или иного типа образования определяет государственный образовательный стандарт, он же выбирает обязательную учебную программу каждой школы или вуза. Государственный стандарт состоит из двух частей: первая часть — это набор обязательных для всех школ или вузов дисциплин, вторая - дисциплины по выбору учащихся.

Духовное начало в человеке проявляется благодаря его вливанию в "культурное" наследие семьи и культурную традицию, которую он осваивает посредством процессов образования, воспитания и профессиональной деятельности на протяжении всей жизни.

Личность ребенка любого уровня воспитывается не по частям, а целостно, поэтому воспитательный процесс состоит из движущейся системы отношенческих ситуаций. Воспитательный процесс целостен, не расчленяется на отдельные виды воспитания, и каждый вид деятельности и общения в той или иной степени формирует целостную личность. В процессе жизненного взаимодействия под влиянием социальных отношений детей формируется собственное представление о мире, складываются привычки поведения, приобретаются навыки деятельности. Огромное значение для становления личности имеют и природные задатки, способности и потребности ребенка. Аккумулируя общественное сознание, осмысливая идеи и формируя собственное поведение, ребенок воспитывает характер, вырабатывает жизненную позицию, ставит перед собой цели для сознательного самосовершенствования. Все взрослые люди - потенциальные или реальные участники воспитательного процесса. Следующим участником воспитательного процесса является коллектив. Это школьные, трудовые и самодеятельные объединения, общественные организации, спортивные команды, бытовые и игровые группы. Вместе с тем взрослые способствуют осознанию детьми социально ценных целей и перспектив развития коллективной жизни, внесению элементов нравственных, эстетических и общественных требований. Главным звеном в воспитательном процессе являются жизненные отношенческие ситуации, которые возникают на трех основных уровнях. Во-первых, на уровне необходимого, обязательного. Во-вторых, на уровне свободного, избирательного рода деятельности. И, в-третьих, ситуации возникают на уровне случайного общения и взаимоотношений, временных интересов и обязанностей. Логика воспитательного процесса заключается в обязательном присвоении подрастающим поколением социального опыта старших, что неоднократно подтверждено общественно-исторической практикой. Деятельная природа ребенка не терпит однообразия и застоя. Процесс познания окружающей действительности для него не ограничивается только умственной деятельностью. Дети познают мир всем своим существом: интеллектом, чувством, интуицией, в активном творчестве и общении. Поэтому, чтобы включить ребенка в учебно-воспитательный процесс и обеспечить полноценное функционирование всех его познавательных сил, необходимо постоянное чередование организационных элементов деятельности внутри каждой воспитательной формы. Тогда воспитательный процесс предстанет как гармония взаимодействующих форм и видов деятельности: умственной, физической, творческой, развлекательной, исследовательской.

Для практики воспитания важнее всего связать закономерными отношениями эффективность воспитательного процесса с теми его компонентами, которые оказывают влияние на качество воспитания.

Эффективность зависит от:

1) сложившихся воспитательных отношений. Воздействие на личность осуществляется через ее отношение ко всему окружающему, и в ходе воспитательного процесса формируются взгляды, позиции воспитанников;

2) соответствия цели и организации действий, которые помогают эту цель достигнуть. Если организация, т. е. совокупность отношений, условий, воздействий и методов работы, не соответствует цели, то воспитательный процесс не достигает успеха;

3) соответствия правила и практики социального поведения;

4) условий, в которых воспитывается человек;

5) интенсивности самовоспитания;

6) эффективности развития и обучения;

7) интенсивности и качества взаимоотношений между самими воспитанниками;

8) интенсивности воздействия на духовную сферу воспитанника;

9) качества воспитательного воздействия.

Главная цель воспитания определяется как формирование всесторонне развитого человека, способного реализовать себя в современном обществе и приумножить культурные ценности в будущем. В целях гармоничного развития человека осуществляется нравственное, умственное, трудовое, физическое, гражданское, экологическое воспитание. Воспитатель решает воспитательные задачи, эффективность которых зависит от многих факторов и условий, от последовательности и логики применения комплекса методов. Принципы воспитания могут выражать нормы поведения человека, необходимые для обогащения социального опыта; выступать как конкретная задача; помогать воспитанникам оценить и разобраться в собственных поступках. Формы воспитания могут быть в виде приказа, указания, просьбы, намека с целью выявления у учащегося интереса, переживания. Среди важнейших принципов воспитания следует назвать принцип гуманизации, требующий создания максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей личности, постановки воспитания ребенка в центр педагогического процесса, развития самой личности. Важнейшую роль в современных условиях играет принцип совместной деятельности педагога, ученика и родителей. В этом случае создается едино-направленная воспитательная среда. Важны также в педагогике принципы связи школы с жизнью, учета индивидуальных и возрастных особенностей. Особо необходимо отметить роль принципа опоры на положительное в человеке, так как положительное не так хорошо видится, как отрицательное.

В структуре педагогического процесса важнейшее место занимает система методов воспитания. Метод - определенный способ достижения поставленной цели. С другой стороны, под методом понимают систему действий и операций теоретического и практического понимания действительности. Рассматривая воспитание в общеобразовательной школе, можно отметить, что для педагога освоение действительности - это способность управлять ходом воспитательного процесса и строить его целесообразно в соответствии с логикой и закономерностями развития. Метод воспитания представляется как совокупность действий учителя, которые направлены на решение конкретной задачи, а также как система действий, без помощи которой непосредственный участник воспитательного процесса (учащийся) не сможет реализовать себя как личность. В любом методе воспитания учитель должен понимать, каких результатов можно добиться при помощи данного метода, каковы причины построения именно этого набора действий. Метод также не может быть осуществим без предварительного и тщательного обдумывания необходимых средств и путей достижения желаемого результата. С помощью вспомогательных вопросов учитель постепенно и поэтапно обеспечивает развертывание процесса воспитания во времени. Система действий учителя, которая является структурной единицей метода воспитания, имеет две стороны:

1) материально-организационную - средства и формы воздействия на учащегося;

2) социально-психологическую - позиция и приемы учителя.

Каждый педагог располагает определенными средствами воспитания. Под средствами воспитания следует понимать любой предмет, явление, процесс, который концентрирует в себе основные достижения человеческой культуры, доступные для использования в педагогических целях. В качестве средства воспитания в каком-то конкретном случае могут выступать книга, слово, игра, познание, труд. Универсальными средствами называют деятельность и общение. При построении собственной системы действий воспитатель должен предусматривать определенный выбор средств, которые будут обеспечивать материальную основу метода воспитания. И уже при помощи этих материальных средств участники воспитательного процесса могут взаимодействовать между собой в разнообразных формах:

1) индивидуальной;

2) групповой;

3) коллективной;

4) фронтальной. Социально-педагогическая сторона определенной

системы действий включает позицию педагога, которая может быть различной. Учитель может выступать с позиции организатора, консультанта, непосредственного исполнителя, зрителя и др. Любые взаимодействия людей сопровождают глубокие психологические процессы. Учитель обязан их учитывать.


Автор(ы): Кириченкова Марина Юрьевна
Приложения: