Технологическая карта урока «Батыево нашествие на Русь»
Полянская Виктория Владимировна,
ГБОУ школа № 341 Невского района Санкт-Петербург
Класс  | 6  | 
Место урока (по тематическому планированию ПРП)  | Глава 4. Русские земли в середине 13-14 веках  | 
Тема урока  | Батыево нашествие на Русь  | 
Уровень изучения  | Базовый  | 
Тип урока  | урок освоения новых знаний и умений 
  | 
Планируемые результаты (по ПРП):  | |
Личностные: Формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания. Дать оценку и выразить своё отношение к трагической и героической эпохе. Сформировать чувство гордости и уважения к историческому прошлому своей Родины.  | |
Метапредметные: Познавательные. Установить причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Познакомить с деятельностью русских князей периода середины 13 века и их борьбой с нашествием Батыя. Совершенствовать учебно-познавательные компетентности учащихся. Коммуникативные. Планировать цели и способы взаимодействия. Развить коммуникативные способности учащихся. Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу. Развить умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией 
  | |
Предметные: 1) показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монгольских ханов в Северо-Восточной и Восточной Азии; 2) описать образ жизни, военную организацию монгольского войска и сделать вывод, почему оно смогло добиться столь внушительного результата; 3) познакомить с героическими страницами борьбы русского народа с монгольскими завоевателями 4) раскрыть историческое значение борьбы русского народа против монгольских завоевателей  | |
Ключевые слова: нашествие, стан, фураж, «злой город». 
  | |
| Ресурсы: ноутбук, проектор, раздаточный материал, интернет-ресурсы, карта. | |
БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
| БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | 
| Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность | 
Фронтальная работа. Создание проблемной ситуации путём постановки соответствующих вопросов по теме урока. Работа с картой на стр. 16-17 учебника. Учитель задаёт обучающимся следующие вопросы: 2) Через какие государства лежал для монголов путь в Европу?  3) Какие княжества могли подвергнуться нападению монголов в первую очередь? 4) Кто возглавил поход на Русь? Учитель, получив ответы на поставленные вопросы,  возвращает обучающихся к главному, проблемному вопросу:   | 
| Этап 1.2. Актуализация опорных знаний | 
Фронтальная работа с иллюстрацией учебника стр.12 «Штурм монголами Рязани», дети самостоятельно придумывают вопросы к иллюстрации, отвечают на них и делают выводы 
  | 
| Этап 1.3. Целеполагание | 
 Выяснить, как и почему Русь попала под власть монгольских ханов 
  | 
| БЛОК 2. Освоение нового материала | 
| Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала | 
Учащиеся работают в группах. Каждая группа получает задание: познакомиться с событиями монгольского нашествия на Русь и составить в тетради хронологическую таблицу, используя материалы учебника (текст, документ, карта).  | 
| Этап 2.2. Проверка первичного усвоения | 
Учащимся предлагается представить результаты своей деятельности. Фронтальная проверка хронологической таблицы. Учитель корректирует и дополняет ответы учащихся. Беседа по проблемному вопросу: «Почему, несмотря на героическое сопротивление, монголы сумели покорить русские земли?»  Сделайте вывод: «Можно ли назвать 1237-1240 гг. временем трагическим и героическим?» 
  | 
| БЛОК 3. Применение изученного материала | 
| Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях | 
Обозначьте верное или неверное утверждение. Утверждение + или – 1. Батый возглавил монгольское войско в походе на Русские земли в 1230-1240-х гг. 2. Москву Батый назвал «злым городом» за героическое сопротивление монголам в течение семи недель 3. Киевское княжество был первым русским княжеством, разорённым Батыевым войском. 4. Сражение с войском Батыя, в котором погиб князь Юрий Всеволодович, произошло на реке Сити 5. Корм для лошадей и скота назывался фураж 6. О Евпатии Колврате рассказывает рязанский народный эпос XIII в. «И начали сечь без милости, и смешались все полки татарские. И бил их …так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские, и сёк ими. Почудилось татарам, что мёртвые восстали…» 
  | 
| Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни | 
География – работа с контурной картой – отметить походы Батыя на Северо-Восточную и Юго-Западную Русь и города, оказавшие яростное сопротивление захватчикам Литература – изучение отрывков из «Повести о разорении Рязани Батыем» и отрывка из летописи о взятии монголами Киева 
  | 
| Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) | 
Рассмотрите схему и выполните задания: 
 1. Укажите век, в который происходили обозначенные на схеме события. Ответ запишите словом. 2. Назовите руководителя неприятельских войск в походе, обозначенном на схеме цифрой «2». 3. Назовите город, обозначенный на схеме цифрой «5». 4. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите несколько суждений из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Неприятельские войска в походе, обозначенном на схеме цифрой «1», возглавлял Батый. 2) В сражении, обозначенном на схеме цифрой «3», союзником русских выступали половцы. 3) Обозначенный на схеме цифрой «4» город стал первой из столиц русских княжеств, разрушенной неприятелем в ходе похода, обозначенного на схеме цифрой «2». 4) В сражении, обозначенном на схеме цифрой «6», погиб великий князь Юрий Всеволодов 5) Обозначенный на схеме цифрой «7» город подвергся разрушению и разграблению в ходе похода, обозначенного на схеме цифрой «2». 6) Поход, обозначенный на схеме цифрой «2», прошёл через Новгородские земли . 
  | 
| Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности | 
1. Прочтите отрывки из воспоминаний современников. ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ А) «И пришли враги … на реку Сить против великого князя… Услышав же об этом, великий князь с братом своим Святославом и с племянниками своими Васильком и Всеволодом и Владимиром, и с мужами своими пошёл против них. И сошлись обе стороны и была злая сеча, и побежали наши перед иноплеменниками; и тут убит был великий князь…» 
 Б) «Пришла весть русским, что пришли враги осматривать русские полки; тогда Даниил Романович и другие князья сели на коней и погнались, чтобы увидеть вражеские войска. И, увидев их, послали к великому князю Мстиславу Романовичу, призывая: «Мстислав и другой Мстислав! Не стойте, пойдем против них». И вышли в поле, и встретились с врагами, и тут русские стрелки погнали их далеко в поле... И оттуда шли русские полки за ними восемь дней до реки Калки, и отправили со сторожевым отрядом Яруна с половцами, а сами разбили здесь лагерь… Князь же Мстислав Мстиславич Галицкий повелел Даниилу Романовичу перейти реку Калку с полками, а сам отправился вслед за ними; переправившись, стали они станом». 
 Укажите, кого в обоих текстах называют врагами. Укажите название любого сражения с ними, которое не указано в текстах, но проходило в том же веке. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков указывает на характер борьбы русских с врагами. 
  | 
| Этап 3.5. Систематизация знаний и умений | 
Тестирование по материалам параграфов 15-16: 1. Что явилось последствием политической раздробленности Руси? 1) ослабление военной мощи русских земель 2. Укажите год, когда произошла битва на Калке? 1) 1097 2) 1147 3) 1223 4) 1242 3) Расположите в хронологической последовательности события: 1) Оборона Козельска 2) Разгром Киева 3) Захват Владимира 4) Какое событие связано с именем Евпатия Коловрата? 1) Оборона Москвы 2) Попытка разгромить монголов, разоривших Рязанскую землю 3) Сражение на реке Сить 4) Оборона Киева 5) Установите соответствие между историческими личностями и фактами их биографии: А) Темучин 1) Московский воевода Б) Юрий Всеволодович 2) Князь Галицкий В) Даниил Романович 3) Великий князь Владимирский Г) Филипп Нянька 4) Нойон  | 
| БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков | 
| Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика | 
| К каждому заданию на уроке формируется четкие критерии, по которым учащиеся могут сами объективно оценить результат своей работы | 
| БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание | 
| Этап 5.1. Рефлексия | 
Ребята, давайте вспомним тему нашего урока. Как она звучала? Мы раскрыли тему урока? Давайте вернёмся к проблемному вопросу нашего урока, мы можем сейчас дать на него ответ. Мы достигли поставленной цели. Выполнили поставленные задачи? Оцените урок, используя памятку. Заполните лист само оценивания и взаимооценивания. И прокомментируйте его.  | 
| Этап 5.2. Домашнее задание | 
Прочитать параграф 16, ответить на вопросы на стр. 18 устно. 
  | 
Автор(ы): Полянская Виктория Владимировна
Приложения:
67d1b806b3197_урок_Полянская_В.В..docx
	    	  	
	    	      