План-конспект урока русского языка в 9 классе

Грамматическая основа предложения. Повторение

Поцелуйко Яна Олеговна

Предмет: Русский язык

Класс: 9

Тема: Грамматическая основа предложения

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний.

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о грамматической основе предложения (подлежащее и сказуемое), способах их выражения, а также умение находить и определять грамматическую основу в простых и сложных предложениях.

Задачи урока:

•   Предметные:

    *  Повторить теоретический материал о грамматической основе предложения, способах выражения подлежащего и сказуемого.

    *   Совершенствовать умение находить грамматическую основу в предложениях различной структуры.

    *   Закрепить знания о типах сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное).

•   Метапредметные:

    *   *Регулятивные:

        *   Формулировать тему и цель урока.

        *   Планировать свою деятельность на уроке, исходя из поставленной цели.

        *   Оценивать правильность выполнения заданий (самооценка, взаимооценка).

        *   Корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

    *   *Коммуникативные:

        *   Выражать свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать свою точку зрения.

        *   Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, слушать и понимать мнение других.

        *   Уметь работать в паре и группе.

    *   *Познавательные:

        *   Анализировать и сравнивать языковые явления.

        *   Классифицировать и систематизировать информацию.

        *   Обобщать и делать выводы.

        *   Использовать ранее полученные знания для решения новых задач.

•   Личностные:

    *   Проявлять интерес к изучению русского языка.

    *   Осознавать важность грамотной речи для успешной коммуникации.

    *   Формировать умение работать в коллективе, уважительно относиться к мнению других.

    *   Воспитывать любовь к родному языку.

Методы и приемы:

•   Словесные (беседа, объяснение, комментированное письмо).

•   Наглядные (презентация, карточки с заданиями).

•   Практические (упражнения, работа с текстом).

•   Проблемные (постановка проблемных вопросов, поиск решений).

•   Работа в группах и парах.

Оборудование:

•   Компьютер, проектор, экран.

•   Презентация к уроку (с теоретическим материалом, заданиями).

•   Карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы.

•   Раздаточный материал (таблицы, схемы).

•   Учебник русского языка для 9 класса.

Ход урока:

I. Организационный момент (2 мин)

•   Приветствие учащихся.

•   Проверка готовности к уроку.

•   Создание положительного эмоционального настроя.

II. Актуализация знаний и целеполагание (5 мин)

•   Беседа:

    *   Что такое предложение?

    *   Какие признаки предложения вам известны?

    *   Какие члены предложения вы знаете?

    *   Что такое грамматическая основа предложения?

•   Проблемный вопрос: Для чего нам необходимо уметь находить и определять грамматическую основу предложения? (понимание смысла, правильная расстановка знаков препинания)

•   Формулирование темы и цели урока учащимися: Обобщение и систематизация знаний о грамматической основе предложения.

III. Повторение теоретического материала (10 мин)

•   Презентация (с использованием проектора):

    *   Определение грамматической основы предложения.

    *   Подлежащее: способы выражения (существительное, местоимение, прилагательное, числительное, инфинитив, словосочетание).

    *   Сказуемое: типы сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное).

    *   Опорные схемы и таблицы для запоминания способов выражения главных членов предложения.

•   Вопросы к учащимся по материалу презентации:

    *   Приведите примеры предложений, в которых подлежащее выражено разными частями речи.

    *   Как отличить простое глагольное сказуемое от составного глагольного?

*  Какие компоненты входят в составное именное сказуемое?

IV. Практическая работа (20 мин)

•   Индивидуальная работа (карточки с заданиями):

Карточка 1 (Уровень 1 - базовый):

Задание: В данных предложениях найдите грамматическую основу. Определите, чем выражено подлежащее и чем выражено сказуемое.

1. Наступила долгожданная весна.

2. Я люблю читать книги.

3. Солнце ярко светило.

4. Он – мой лучший друг.

5. Дважды два – четыре.

Карточка 2 (Уровень 2 - средний):

Задание: В данных предложениях найдите грамматическую основу. Определите способ выражения подлежащего и тип сказуемого (ПГС, СГС, СИС).

1. Он должен был прийти вовремя.

2. Моя мечта – стать врачом.

3. Листья начали желтеть.

4. Она была очень рада.

5. Любить – значит страдать.

Карточка 3 (Уровень 3 - повышенный):

Задание: В данных предложениях найдите грамматическую основу. Определите способ выражения подлежащего и тип сказуемого (ПГС, СГС, СИС). Подчеркните все члены предложения.

1. Никто из нас не хотел уходить.

2. Оказалось, что он не знает правды.

3. Она пришла какая-то задумчивая.

4. Желание учиться – это залог успеха.

5. Быть счастливым – значит дарить счастье другим.

•   Работа в парах (взаимопроверка): Обмен карточками, проверка правильности выполнения заданий, обсуждение возникших вопросов.

•   Работа в группах (анализ сложных предложений):

    *   Каждой группе предлагается сложное предложение.

    *   Задача: определить количество грамматических основ, определить тип каждой части сложного предложения, составить схему предложения.

    *   Представление результатов работы каждой группы.

Каждой группе выдается одно из следующих предложений:

Группа 1: Солнце уже село, когда мы вернулись домой.

Группа 2: Я знал, что он придет, но не ожидал его так скоро.

Группа 3: Если ты будешь хорошо учиться, то сможешь поступить в университет.

Задание для группы:

1. Определите количество грамматических основ в предложении.

2. Определите тип каждой части сложного предложения (главное, придаточное).

3. Составьте схему предложения.

4. Представьте результаты работы группы у доски.

V. Физкультминутка (2 мин)

•   Упражнения для глаз и шеи.

VI. Закрепление материала (5 мин)

•   Игра "Найди ошибку":

    *   На экране демонстрируются предложения с ошибками в определении грамматической основы.

    *   Задача учащихся: найти и исправить ошибки.

1. Предложение: Лес стоял тихий и задумчивый.

  •  Грамматическая основа (неправильно): Лес стоял

  •  Правильная грамматическая основа: Лес стоял тихий и задумчивый

2. Предложение: Было решено поехать на экскурсию.

  •  Грамматическая основа (неправильно): Было решено

  •  Правильная грамматическая основа: Поехать было решено

3. Предложение: Я хочу тебе помочь.

  •  Грамматическая основа (неправильно): Я хочу, помочь

  •  Правильная грамматическая основа: Я хочу помочь

4. Предложение: Каждый из нас должен стремиться к знаниям.

  •  Грамматическая основа (неправильно): Каждый, должен стремиться

  •  Правильная грамматическая основа: Каждый должен стремиться

•   Обобщающая беседа:

    *   Какие основные моменты мы повторили сегодня на уроке?

    *   Что нового вы узнали для себя?

    *   Какие задания вызвали у вас наибольшие затруднения?

VII. Рефлексия (3 мин)

•   Учащимся предлагается закончить предложения:

    *   Сегодня на уроке я узнал…

    *   Мне было интересно…

    *   Мне было трудно…

    *   Теперь я могу…

VIII. Домашнее задание (3 мин)

•   Повторить теоретический материал по теме "Грамматическая основа предложения".

•   Упражнение из учебника (на выбор учителя, в зависимости от уровня подготовки класса).

•   Творческое задание (по желанию): написать небольшое сочинение-миниатюру, используя разные типы сказуемого и разные способы выражения подлежащего.

IX. Оценивание (2 мин)

•   Оценивание работы учащихся на уроке (учитывается активность, правильность выполнения заданий).

•   Объявление оценок.

 


Автор(ы): Поцелуйко Яна Олеговна
Приложения:
67e5ba9505b66_Урок_на_публикацию.docx