Методическая разработка авторской развивающей игры «Своя игра»
Розлач Ксения Петровна
Пояснительная записка
Методическая разработка авторской развивающей игры «Своя игра» для детей 5-7 лет по формированию экологической культуры составлена в соответствии Федеральным Государственным Образовательным Стандартом ДО, СанПин 2.4.1.3049-13 на основе основной образовательной программы ГБДОУ, примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Содержание и материал методической разработки адаптированы для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, позволяют углубить, обобщить и закрепить знания детей по изученным темам, учит детей практически применять полученные знания в самостоятельной деятельности и содержит:
- методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию вариантов дидактической игры «Своя игра».
Данное методическое пособие предполагает системную работу по внедрению дидактической игры «Своя игра» в образовательный процесс в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Методическое пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений и дополнительного образования, может применяться в работе с детьми ОВЗ. Данное пособие может быть использовано родителями в семейном воспитании.
Введение
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности»
(В. А. Сухомлинский)
Актуальность. Дидактическая игра обладает большим образовательным и развивающим потенциалом, эффективным средством активизации познавательных интересов дошкольников. В ней одновременно сочетаются и обучение, и развлечение. Они позволяют дошкольникам не только узнать, что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.
В связи с появлением ФГОС ДО возникает необходимость пересмотра методов и технологий в работе с воспитанниками. Одним из таких дидактических приемов является специально организованная игровая деятельность с использованием ИКТ технологий. Качества и свойства используемого материала как объекта детской игровой деятельности являются основополагающими в данной игровой технологии.
О дидактической пользе информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) технологий в дошкольном учреждении позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, стимулировать познавательную активность детей и дает возможность участвовать в освоении новых знаний.
В настоящее время основная задача развития ИКТ в дошкольном учреждении - это создание образовательных комплексов как средства обучения и как компонента образовательной системы ДОУ в соответствии с ФГОС. Преимущества данных образовательных комплексов в том, что они включают в себя средства для образования, воспитания и развития детей.
Основная часть.
Новизна заключается в следующем:
разработанная нами дидактическая игра «Своя игра» может использоваться в организованной образовательной деятельности по формированию экологических представлений; в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым; через создание условий, побуждающих детей к самостоятельной познавательной, творческой деятельности.
Практическая значимость
Данная методическая разработка поможет педагогам дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования планомерно и последовательно использовать предложенный материал по формированию экологической культуры у дошкольников, а также родителями в работе с дошкольниками.
Ожидаемые результаты:
- игра в интересной форме поможет детям развить любознательность, внимание, память, мышление, воображение, закрепить знания о насекомых, цветах, животных средней полосы, Африки, Севера.
- у детей повысится уровень познавательных и творческих способностей;
- появится интерес к живой природе.
Цель: внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ авторской дидактической игры «Своя игра».
Задачи:
Образовательные:
-учить детей овладевать пространственными представлениями;
-совершенствовать знания о животном мире;
- учить понимать смысл задания, устанавливать логические причинно-следственные связи и находить самостоятельное решение;
-формировать у дошкольников интерес и любознательность к познавательной деятельности.
Развивающие:
-развивать у детей память, внимание, логическое мышление, речь, воображение;
-упражнять детей в игре группами, в выполнении правил игры.
Воспитательные:
-воспитывать у детей доброжелательное отношение к сверстникам;
-расширять коммуникативные способности;
-побуждать детей к совместной игровой деятельности, умение самостоятельно находить общие интересы.
Методы:
1. Методы по источнику знаний:
Наглядные: наблюдение, показ, демонстрация изображений.
Словесные: беседа, рассказ педагога, объяснение.
Практические: игровой метод, упражнение.
2. Методы по характеру образовательной деятельности детей:
Информационно–рецептивный, репродуктивный, исследовательский, активные методы.
Условия реализации:
Дидактическая игра «Своя игра» побуждает детей к активной познавательной, творческой, игровой и развивающей деятельности. Помогает в общении со сверстниками и взрослыми, развивает самостоятельность, коммуникативные качества. Представленное игровое пособие содержит готовый игровой материал и правила общения. Дидактическая игра «Своя игра» доступна для самостоятельной деятельности детей, проста в использовании, одновременно могут играть от 5 до 10 детей, ориентирована на дошкольный возраст от 5 до 7 лет, помогает решать множество задач в воспитательно-образовательном процессе. Данная дидактическая игра может быть реализована как в одновозрастных, так и в разновозрастных условиях формирования групп. По форме организации работы с данной дидактической игрой можно использовать как работу в подгрупповой и коллективной форме, в зависимости от задач, решаемых педагогом или выбором детей. Данное игровое дидактическое пособие, может применяться в работе с детьми ОВЗ. Дидактические игры «Своя игра» могут быть использованы родителями в домашних условиях для развития детей. Дидактическая игра «Своя игра» выполнена красочно и эстетично, из безопасных для детей материалов.
Заключение
Для того, чтобы сделать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ более познавательным, комфортным, интересным и повысить эффективность обучения мы используем для этого ИКТ технологии.
Данное игровое пособие позволяет не только активно включить воспитанников в учебную деятельность, но и активизировать их познавательную деятельность. Данная дидактическая игра может быть использована, как на этапах изучения нового материала, так и на этапах повторения и закрепления.
Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию дидактической игры «Своя игра»:
1.Систематически и целенаправленно проводите игру, чтобы развить познавательную активность детей.
2.Подбирайте детям игру с постепенным усложнением и внесением дополнительного материала по пройденным и новым лексическим темам.
3.Проявляйте действительный интерес к любой активности ребенка, научитесь видеть за нескладным выражением идей активную работу мысли.
4.Подбирайте разнообразные виды деятельности, в которых каждый ребенок мог бы реализовать свое притязание на признание.
Автор(ы): Розлач Ксения Петровна
Приложения: