Методическая разработка авторской развивающей игры «Своя игра»

Розлач Ксения Петровна

Пояснительная записка

Методическая разработка авторской развивающей игры «Своя игра» для детей 5-7 лет по формированию экологической культуры составлена в соответствии Федеральным Государственным Образовательным Стандартом ДО, СанПин 2.4.1.3049-13 на основе основной образовательной программы ГБДОУ, примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Содержание и материал методической разработки адаптированы для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, позволяют углубить, обобщить и закрепить знания детей по изученным темам, учит детей практически применять полученные знания в самостоятельной деятельности и содержит:

- методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию вариантов дидактической игры «Своя игра».

Данное методическое пособие предполагает системную работу по внедрению дидактической игры «Своя игра» в образовательный процесс в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Методическое пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений и дополнительного образования, может применяться в работе с детьми ОВЗ. Данное пособие может быть использовано родителями в семейном воспитании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности»

(В. А. Сухомлинский)

 

Актуальность. Дидактическая игра обладает большим образовательным и развивающим потенциалом, эффективным средством активизации познавательных интересов дошкольников. В ней одновременно сочетаются и обучение, и развлечение. Они позволяют дошкольникам не только узнать, что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.

В связи с появлением ФГОС ДО возникает необходимость пересмотра методов и технологий в работе с воспитанниками. Одним из таких дидактических приемов является специально организованная игровая деятельность с использованием ИКТ технологий. Качества и свойства используемого материала как объекта детской игровой деятельности являются основополагающими в данной игровой технологии. 

О дидактической пользе информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) технологий в дошкольном учреждении позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, стимулировать познавательную активность детей и дает возможность участвовать в освоении новых знаний.

В настоящее время основная задача развития ИКТ в дошкольном учреждении - это создание образовательных комплексов как средства обучения  и как компонента образовательной системы ДОУ в соответствии с ФГОС. Преимущества данных образовательных комплексов в том, что они включают в себя средства для образования, воспитания и развития детей.

Основная часть.

Новизна заключается в следующем:

разработанная нами дидактическая игра «Своя игра» может использоваться в организованной образовательной деятельности по формированию экологических представлений; в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым; через создание условий, побуждающих детей к самостоятельной познавательной, творческой деятельности.

Практическая значимость

Данная методическая разработка поможет педагогам дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования планомерно и последовательно использовать предложенный материал по формированию экологической культуры у дошкольников, а также родителями в работе с дошкольниками.

Ожидаемые результаты:

- игра в интересной форме поможет детям развить любознательность, внимание, память, мышление, воображение, закрепить знания о насекомых, цветах, животных средней полосы, Африки, Севера.

- у детей повысится уровень познавательных и творческих способностей;

- появится интерес к живой природе.

Цель: внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ авторской дидактической игры «Своя игра».

Задачи:

Образовательные:

-учить детей овладевать пространственными представлениями;

-совершенствовать знания о животном мире;

- учить понимать смысл задания, устанавливать логические причинно-следственные связи и находить самостоятельное решение;

-формировать у дошкольников интерес и любознательность к познавательной деятельности.

Развивающие:

-развивать у детей память, внимание, логическое мышление, речь, воображение;

-упражнять детей в игре группами, в выполнении правил игры.

Воспитательные:

-воспитывать у детей доброжелательное отношение к сверстникам;

-расширять коммуникативные способности;

-побуждать детей к совместной игровой деятельности, умение самостоятельно находить общие интересы.

Методы:

1.    Методы по источнику знаний:

Наглядные: наблюдение, показ, демонстрация изображений.

Словесные: беседа, рассказ педагога, объяснение.

Практические: игровой метод, упражнение.

2.    Методы по характеру образовательной деятельности детей:

Информационно–рецептивный, репродуктивный, исследовательский, активные методы.

Условия реализации:

Дидактическая игра «Своя игра» побуждает детей к активной познавательной, творческой, игровой и развивающей деятельности. Помогает в общении со сверстниками и взрослыми, развивает самостоятельность, коммуникативные качества. Представленное игровое пособие содержит готовый  игровой материал и правила общения. Дидактическая игра «Своя игра» доступна для самостоятельной деятельности детей, проста в использовании, одновременно могут играть от 5 до 10 детей, ориентирована на дошкольный возраст от 5 до 7 лет, помогает решать множество задач в воспитательно-образовательном процессе. Данная дидактическая игра может быть реализована как в одновозрастных, так и в разновозрастных условиях формирования групп. По форме организации работы с данной дидактической игрой можно использовать как работу в подгрупповой и коллективной форме, в зависимости от задач, решаемых педагогом или выбором детей. Данное игровое дидактическое пособие, может применяться в работе с детьми ОВЗ. Дидактические игры «Своя игра» могут быть использованы родителями в домашних условиях для развития детей. Дидактическая игра «Своя игра» выполнена красочно и эстетично, из безопасных для детей материалов.

 

Заключение

Для того, чтобы сделать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ более познавательным, комфортным, интересным и повысить эффективность обучения мы используем для этого ИКТ технологии.

Данное игровое пособие позволяет не только активно включить воспитанников в учебную деятельность, но и активизировать их познавательную деятельность. Данная дидактическая игра может быть использована, как на этапах изучения нового материала, так и на этапах повторения и закрепления.

 

Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию  дидактической игры «Своя игра»:

1.Систематически и целенаправленно проводите игру, чтобы развить познавательную активность детей.

2.Подбирайте детям игру с постепенным усложнением и внесением дополнительного материала по пройденным и новым лексическим темам.

3.Проявляйте действительный интерес к любой активности ребенка, научитесь видеть за нескладным выражением идей активную работу мысли. 

4.Подбирайте разнообразные виды деятельности, в которых каждый ребенок мог бы реализовать свое притязание на признание.



 



 



 



 

 


Автор(ы): Розлач Ксения Петровна
Приложения: