Развитие художественного воспитания младших школьников
Нечипор Александра Васильевна
Изобразительное искусство как предмет школьного обучения занимает важное место в воспитании и развитии личности ребенка. Многими исследователями доказано, что изобразительное искусство формирует у детей образное восприятие и творческие способности, креативное мышление, способствует приобщению их к красоте родной природе и окружающей действительности. Занятия изобразительным искусством развивают у младших школьников способность видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства, оценивать их с позиции художественно-эстетического смысла, раскрывая духовное содержание произведения.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным временем для формирования нравственности, установки приоритетов и жизненных ценностей, так как в этом возрасте ребенок наиболее пластичен и подвержен благоприятному эмоциональному и интеллектуальному развитию. Способность воспринимать окружающую действительность и оценивать наследие человеческого общества играет большую роль в формировании личности как духовно нравственной, поэтому так важно именно в младшем школьном возрасте создать все необходимые условия для развития художественного восприятия.
Художественное восприятие играет большое значение в становлении личности ребенка. Оно является одним из свойств познавательных способностей личности, которое способствует пониманию, созданию художественного образа. Поэтому имеет значение начать развивать образное восприятие в дошкольном возрасте и продолжить в младшем школьном возрасте, пока возрастные психологические особенности ребенка претерпевают серьезные изменения.
Для полного понимания специфики процесса художественного восприятия, необходимо проанализировать сущность таких понятий как «восприятие», «художественное восприятие», «художественный образ», которые играют огромную роль в решении учебно-творческих задач, оказывающих влияние на развитие эмоционально-эстетической сферы.
В психологии художественное восприятие понимается как способность воссоздания смысла произведения и его выразительности.
Столяров Б.А. определяет художественное восприятие как переживание эстетического наслаждения в процессе восприятия произведений искусства. А по мнению Е.П. Олесиной, художественное восприятие есть результат развития личности, а не дается человеку от рождения. Ю.Н. Протопопова считает, что в младшем школьном возрасте одним из критериев развитости художественного восприятия можно считать знакомство с наиболее известными широкой публике терминами в области искусства. Интерпретируя произведение, учащиеся могут увязать особенности цветового строя произведения с настроением, которое стремился передать художник.
Само понятие «художественное восприятие» изучается на протяжении долгих лет философами, психологами, педагогами и искусствоведами и многие аспекты остались не до конца изученными, так как понятие художественного восприятия очень широко.
С философской точки зрения можно трактовать, что художественное восприятие есть «процесс, в котором восприятие духовного сущность явления находится в неразрывном единстве с чувственно воспринимаемой формой».
Если рассматривать понятие «художественного восприятия» с психологического аспекта, то можно выявить, что художественное восприятие есть особая «способность человека входить в мир художественной культуры, и генерировать новые культурные миры на основе собственного мировоззрения».
В теоретических исследованиях В.С. Кузина восприятие есть осмысленный психический процесс отражения действительности, означаемый и характеризующий эту действительность разнообразием чувств, формы, цвета и пространства. Все что воздействует на органы чувств ребенка, вызывает в его сознании образы и идеи, которые связаны с его впечатлениями, эмоциями, прошлым опытом, что непосредственно обусловлено строением его мозга. В.С. Кузин также говорит: «…без сравнения и без знаний, полученных в прошлом опыте, нельзя определить и понять сущность воспринимаемого». Способность анализировать, проводить сравнение, использовать полученные знания при обследовании окружающего мира помогают воссоздать образы и развить образное мышление. При помощи образов можно наиболее обширно понять и воссоздать эмоциональную картину мира, и прочувствовать те или иные эмоции.
Таким образом, изучив понятия «восприятие» и «художественное восприятие» можно выделить следующий момент, что восприятие является особым познавательным процессом познания художественного произведения, который происходит в реальном времени, непосредственно при взаимодействии человека и искусства. Роль художественного восприятия велика в обучении, воспитании ребенка.
Роль изобразительного искусства в развитии художественного восприятия у младших школьников
Искусство играет значительную роль в обучении, воспитании и развитии человека. Именно занятия изобразительной деятельностью помогают сформировать личность ребенка всесторонне развитой и гармоничной, обогатить и воспитать духовный мир младшего школьника, помочь смотреть на мир через чувственную сферу, идентифицировать свои чувства и эмоции, находить красоту в окружающем мире и наслаждаться ею. Также искусство – это процесс социализации, ребенок учиться взаимодействовать с человеком, природой и другими предметами, окружающими его. Средствами изобразительного искусства возможно не только повысить нравственный уровень у детей, развить специальные навыки и умения по композиции, рисунке и живописи, демонстрировать накопившийся опыт у великих деятелей искусства: художников, скульпторов, искусствоведов, помочь осознать духовную красоту человека, но и развивать художественное восприятие у младших школьников. Уроки изобразительного искусства имеют колоссальное воздействие на подрастающую личность, именно благодаря им дети могут прикоснуться к прекрасному, получить массу эмоций, впечатлений и применять полученные информацию и чувства в своем дальнейшем знакомстве с предметами искусства.
Одной из важнейших целей преподавания искусства в школе можно назвать формирование художественной и духовной культуры учащихся. Именно поэтому воздействие искусства на человека следует начинать как можно раньше. Дошкольный возраст, младший школьный возраст. Дети этого возраста наиболее восприимчивы к новому, неизведанному, им интересно получать новые знания, умения. Пробовать что-то новое, в рисовании использовать различные нетрадиционные техники, создавать свои первые шедевры при помощи прикосновений пальчиков, ладоней, ступней, различных предметов (ватные палочки, надутые шарики, мыльные пузыри, соломинки). Все это побуждает их фантазировать, прививает интерес к изобразительной деятельности. Что, безусловно, благоприятно отразится на воспитании и развитии ребенка.
Именно занятие изобразительным искусством на уроках играет значимую роль в развитии художественного восприятия у детей. Данный вид деятельности способствует развитию эмоционального восприятия окружающей действительности, познанию окружающего мира, что очень важно в младшем школьном возрасте. Ребенок хочет все знать и уметь, и его интерес должен быть оправдан. Младший школьник только начинает свой жизненный путь и его опыт еще недостаточно богат, многое происходит с ним впервые, и ребенок еще не знает, как реагировать на то ил иное событие. Опыт общения и взаимодействия с культурой только начинает накапливаться, с эмоциями же все обстоит иначе, более сложно и глубоко, для детей младшего школьного возраста характерно совершение тех или иных поступков под влиянием эмоционального интеллекта. Переживания, впечатления, чувства не столь многообразны, как у взрослого человека, ребенок более подвержен ситуативному поведению, у младшего школьника не всегда получается выразить нужное, правильное чувство вследствие встречи с искусством.
Однако, проблема развития художественного восприятия является актуальной и по сей день. Это связанно с тем, что только развитие со всех сторон (физическое, эмоциональное, интеллектуальное) способно сделать личность гармоничной. Роль изобразительного искусства в данном процессе велика. Так, непосредственно на уроках изобразительного искусства способствуют развитию художественного восприятия у ребенка младшего дошкольного возраста.
На основании требований Государственного образовательного стандарта при планировании образовательной деятельности используются личностно-ориентированный, компетентный, деятельностный подходы.
Например, программа Б.М. Неменского построена так, чтобы дать школьникам представление о системе взаимодействия искусства с жизнью. Способности и предрасположенности к той или иной деятельности у детей разный, на практике педагог может отследить уровень успешности своих учеников. Стремление к выражению своего отношения к действительности служит источником развития образного мышления. Предусматривается, что в обучении и воспитании дети будут опираться на полученный ранее жизненный опыт, приводить примеры из окружающей их действительности. Перед учителем стоят много задач, решением которых он занимается при планировании и проведении урока, в том числе и эстетическое воспитание, и формирование художественного эстетического восприятия мира.
Н.Н. Ростовцев внес немалый вклад в методику преподавания изобразительного искусства. Согласно его теории, «чтобы подготовить каждого школьника к жизни, нужно не только дать ему разностороннее образование и воспитание, но и развить его индивидуальные способности, научить создавать новое, жить и творить по законам красоты». Одной из главных задач преподавания рисования в общеобразовательной школе состоит в том, чтобы помочь детям познать окружающую действительность, развить в них такие качества как наблюдательность, внимательность, точность, дать наиболее точное представление об окружающих их предметов, их строение, форма, величина, цвет, тон и другие особенности. В методики преподавания искусства Н.Н. Ростовцева занятия по изобразительному искусству в школьной программе включают в себя четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об искусстве.
Также можно отметить, что большое влияние на развитие методики преподавания рисования оказал выдающийся художник-педагог П.П. Чистяков. Он утверждал, что несмотря на то, что общеобразовательная школа не готовит художников, «однако преподавание рисования должно проходить по всем правилам и законам этого искусства». Художник-педагог отмечал, что не мало важным является установленный контакт между педагогом и учащимся, правильно выбранный подход, основывающийся на психологических знаниях характера, навыков и умений, способностей, уровня подготовки ученика.
Существующая теория «свободного воспитания», представителем которой является А.В. Бакушинский, основывается на том аспекте, что «развитие творчества требует от педагога возможно меньшего вмешательства в творческие намерения и действия ребенка. Следует предоставлять полную свободу детскому художественному воображению, детской художественной воле».
Время идет, взгляды и суждения претерпевают новые трактовки. В последнее время, в связи с переходом on-line обучение и внедрением цифровых технологий в процесс обучения и воспитания, еще больше акцентирует и вызывает необходимость решить существующие проблемы в гуманитарном секторе. «Наш предмет, – как сказал Чистяков – лучше раз увидеть, чем сто раз услышать» и «смотреть во всю мощь», что невозможно без формирования эстетического восприятия мира. Задача развития художественного восприятия ложится «на плечи» учителя и требует решения на уроках изобразительного искусства и на дополнительных занятиях, где педагог индивидуально работает с учеником, вносит корректировки и направляет деятельность в нужное русло, опираясь на свой педагогический опыт. Уроки изобразительного искусства помогают развить художественное восприятие у младших школьников. Этого можно достичь при грамотном планировании деятельности с детьми, соблюдении следующих принципов:
- последовательности в обучении, перехода от легкого к трудному, от простого к сложному;
- индивидуальном подходе к учащимся, разработки;
- внедрению методики исправления ошибок в рисунке;
- корректной организации урока;
- развитии самостоятельности обучающегося в решении творческих задач.
Развитые художественные способности позволяют учащимся наиболее обширно воспринимать окружающую действительность и произведения искусства, формировать неподдельный интерес к ним. Развитие интереса в младшем школьном возрасте имеет значительное влияние на овладение навыками изобразительного искусства. Младшие школьники нуждаются в постоянной мотивации учителем. Информация для них более ясна и понятна, если преподнесена в интересной форме, дошкольникам, например, в игровой форме. Удерживая интерес к предмету у младшего школьника, он будет более восприимчив и открыт к новой информации.
На уроках изобразительного искусства дети получают необходимые навыки по графике, композиции, живописи, учатся наблюдать, замечать важные, но не всегда зримые детали, и, что не мало важно, формируют способность анализировать предметы окружающей действительности. Предмет изобразительного искусства является средством познания мира для детей и развития чувств, воображения, зрительного восприятия, пространственного мышления и памяти. Искусство прививает ребенку вкус, эстетическое восприятие окружающих предметов и явлений. Умение рисовать, анализировать предметы, их строение, форму, цвет, качества, пригодятся детям и на других дисциплинах, и в дальнейшем обучении, жизни.
Природа прекрасна. Увидев пеструю бабочку, зеленого богомола, легкий перистые облака на ярко голубом небе, красные маки на лугу, ребенок получает гамму чувств и так хочет поделится своими эмоциями с родными, друзьями, учителями и для этого он берет альбом, цветные карандаши, кисточки и гуашевые краски, хочет передать и выразить свою радость от увиденного. Средствами изобразительного искусства ребенок удовлетворяет свою потребность поделиться своими впечатлениями от встречи с прекрасным, что, безусловно, наполняет его душу добротой, красотой и теплотой. Изображение предметов и явлений на листе является изображением реальной действительности. Естественно, что это отражение в рисунках детей разного возраста будет отражаться по-разному. В рисунках дошкольника можно увидеть разный уровень восприятия и отражения предметов окружающего мира, что связанно с умениями, знаниями и навыками, которые ребенок получает в процессе познания, практическим опытом.
Таким образом, различие в изображении реального мира в рисунках детей зависит от уровня развития художественного восприятия, памяти, воображения, абстрактного и пространственного мышления, чувств, специальных умений и навыков. Фундаментом такого развития, несомненно, является организованное систематическое обучение детей основам закономерностей искусства и реальной действительности.
В развитии художественного восприятия на уроках изобразительного искусства играет значительное место сама специфика художественного творчества. Любой детский рисунок отражает эстетическое содержание изображаемого предмета, форма, строение, цветовая гамма, гармоничное сочетание цветов между собой. Изображая какой-то предмет или явление, ребенок испытывает радость от увиденного, радость от своей работы, от того, что он может передать свои чувства и эмоции другим.
Уроки изобразительного искусства в школе также формируют у детей способности к самовыражению, раскрывают творческий потенциал, художественный вкус и тягу к прекрасному. Как уже было отмечено, младшим школьникам необходимы интерес к предлагаемой работе, демонстрация себя как личности, своего «я», возможность продекламировать свою точку зрения, свой взгляд на тот или иной предмет или явления. Возможность само выразиться, показать себя замотивирует ребенка, и он будет с нетерпением и радостью ждать предстоящую работу.
Для плодотворной и успешной работы педагога на уроках изобразительного искусства по развитию художественного восприятия у младших школьников в общеобразовательной школе следует соблюдать следующие принципы:
- создание благоприятных условий для работы;
- постановка цели работы;
- выбор объекта работы;
- эстетический анализ выполненной работы.
У младших школьников можно отметить стремление к деятельности в области художественного творчества. Это связано с желанием показать свое «Я» и выразить свои чувства от встречи с красками, образами природы и другими явлениями на бумаге с помощью карандашей, красок, мелков, что, безусловно, прельщает детей, ведь рисование является также способом арт-терапии, возможностью освободиться от переполняющих чувств ребенка. Учитель показывает детям, как на самом деле богата природа, ее цветовые оттенки, нетривиальность, многообразие форм. Надолго остаются у детей в памяти представления о красотах природы, о тех днях, которые они провели на природе, о тех неописуемых сочетаниях цветов, которые они наблюдали в жизни и которые им доставили много радостных впечатлений и открытий.
Занятие художественной деятельностью включают в себя такие аспекты, как эмоционально-наглядное восприятие и практические упражнения. На уроках дети занимаются творчеством, созданием индивидуальных работ, без этого развитие невозможно. Именно создавая маленькие шедевры, свои художественные картины через ощущения, воспоминания, чувства, каждый раз ребенок совершает скачок в развитии эмоционально-чувственной сферы, своего потенциала, вкуса, художественных способностей. Творчество невозможно без чувственного восприятия. Эмоциональное восприятие организует учитель, используя книги, слайды, репродукции, фильмы, экскурсии, то есть происходит процесс, при котором расширяются знания учащихся, накапливается банк информации по искусству. Образ, ощущения, эмоции – три составляющих, на которых строится процесс развития художественного восприятия, ознакомления ребенка с окружающим миром на уроках изобразительного искусства. Ребенок, делая свои первые шаги, только учится наблюдать, чувствовать предметы и явления окружающей действительности. Затем начинает обдумывать, наделять смыслом ее явления. Младший школьник продолжает свой путь, растет, и в это время главным для него становится духовный мир и его развитие. В это время чувства доминируют над знаниями, чувственная сфера над когнитивной. Чувства и эмоции выражают отношение ребенка к поведению и поступкам других людей, явлениям окружающей среды, удовлетворению физиологических потребностей. Чувство – одна из форм отражения окружающей действительности, выражающая отношение человека к удовлетворению своих потребностей, к соответствию или несоответствию его представлений.
Чувство прекрасного возникает при восприятии природы, произведений искусства. Восприятие произведений искусства может вызывать у человека различные и противоречивые чувства, такие, как и радость, и гнев, и печаль, и презрение, и злость, и восторг. Всего спектра эмоций можно достичь на уроках изобразительного искусства при правильном построении и проведении урока. Соприкасаясь и взаимодействуя с произведениями изобразительного искусства, ребенок учится наблюдать, сравнивать реальную действительность с изображаемой, проводить анализ, и, конечно же, создавать свое собственное прочтение окружающего мира, индивидуальную работу, опираясь на свой опыт. Начиная знакомить с произведениями искусства, педагог демонстрирует, предлагает обратить внимание учеников на видимые детали, обсудить сюжет и пережитые эмоции от увиденного. В дальнейшем учителем используются беседы об искусстве, о произведениях искусства, игры «в художника», игры «в зрителя», выстроенный диалог между педагогом и учащимся, различные искусствоведческие викторины, блиц-опросы. Рассматривая картину, педагог предлагает воссоздать те или иные события, которые были до изображаемого, после или вовремя, уделить внимание деталям, персонажам, оттенкам, мимике, свету, тени, бликам, что приближает наблюдателя к происходящим действиям и явлениям на картине. На начальном этапе развития художественного восприятия на уроках изобразительного искусства демонстрируемые произведения должны быть понятны и ясны ребенку, соответствовать решаемым методическим проблемам и задачам обучения, иметь яркую выразительность художественных образов и явлений для того, чтобы ребенок мог считать настроение и жанр картины. Диалог ребенка и произведений искусства следует выстраивать, способствовать появлению повышенного интереса у детей к художникам, скульпторам, архитекторам, дизайнерам. Все это будет способствовать развития художественного восприятия у младшего школьника. Для того чтобы познакомить и ввести учеников в увлекательный мир искусства, учитель использует желание у ребенка одушевить различные предметы, наделить их живой силой, характером, эмоциями, тяга ко «все потрогать, ощутить», желание играть, восхищаться, удивляться, грустить, злиться вместе с персонажем, ну и безусловно, вера в сказки, чудеса, что так характерно для ребенка младшего школьного возраста.
Таким образом, уроки изобразительного искусства играют существенное значение в системе развития и воспитания ребенка, способствуют формированию у детей художественного восприятия. На уроках ребенок учится взаимодействовать с миром искусства, его произведениями и авторами, формируя художественный вкус, эстетическое отношение к увиденному, такие важные для дальнейшего обучения и жизни качества, как доброта, позитивное отношение к жизни, патриотизм, любовь к родителям и Родине. Младший школьник, приобщаясь к миру искусства и творчества средствами искусства, осваивает, познает мир, расширяет свою духовную сферу, формируя нравственные ценности, идеалы, стремления и мировоззрения, которые и будут в дальнейшем критериями его эстетических чувств.
Автор(ы): Нечипор Александра Васильевна
Приложения: