Важность семейного воспитания и развития
семейных компетенций

Белоусова Марина Владиславовна

В современном мире, где технологии и социальные изменения оказывают значительное влияние на семью и семейное воспитание, поддержка и развитие семейных компетенций становятся особенно актуальными. В этой статье мы рассмотрим основные аспекты поддержки семейного воспитания и способы развития семейных компетенций, чтобы помочь родителям и детям создать гармоничное и успешное будущее.

Поддержка семейного воспитания и развитие семейных компетенций должны начинаться с осознания важности этого процесса для каждого члена семьи. Родители должны понимать, что их роль заключается не только в обеспечении материального благополучия, но и в создании условий для гармоничного развития личности ребёнка.     Глава государства принял решение объявить 2024 год Годом семьи, чтобы привлечь внимание к теме родительства и повысить значимость института семьи в обществе. Это решение направлено на популяризацию государственной политики в сфере защиты семьи и сохранения традиционных семейных ценностей.

В свою очередь, для поддержки семейного воспитания необходимо:

·         установить доверительные отношения с ребёнком, поддерживать его интересы и увлечения;

·         создавать условия для активного участия ребёнка в жизни семьи, привлекать его к домашним делам и совместному времяпрепровождению;

·         обучать ребёнка навыкам общения, сотрудничества и разрешения конфликтов;

·         поддерживать семейные традиции и ритуалы, которые способствуют укреплению связей между членами семьи.

Поддержка семейного воспитания и развитие семейных компетенций должны быть систематическими и комплексными. Только в этом случае они будут эффективными и помогут создать гармоничное и успешное будущее для каждого члена семьи. Семья и детский сад - два важных института воспитания детей. «Семья содействует выработке многих навыков и привычек — трудовых, гигиенических, культурных и моральных. В семье воспитывается характер, формируются убеждения. Эти убеждения, сформированные в детстве, наиболее прочные, действенные». В семье воспитывается характер, формируются убеждения. Эти убеждения, сформированные в детстве, наиболее прочные, действенные. В семье дети знакомятся с отношением взрослых к своим обязанностям, труду, к происходящим событиям, их мнение всегда оказывает большое влияние на детей, на их поступки». Н. К. Крупская часто отмечала необходимость тесного взаимодействия родителей и образовательного учреждения. Она говорила, что в вопросе педагогической грамотности родителей приоритетная роль будет принадлежать детскому саду, так как он призван осуществлять педагогическое руководство семейным воспитанием. Однако, добиться всеобщей педагогической грамотности родителей - задача непростая. Некоторые родители не имеют четкого осознания необходимости и важности совместной работы с педагогом. Родители часто не имеют достаточного представления о том, как выстраивается педагогический процесс. Зачастую родители опираются на свой опыт. Поэтому их представления об учебно-воспитательной деятельности отстает от современных требований и условий организации воспитательного процесса. Поэтому важно также развитие родительских компетенций.

Развитие семейных компетенций включает в себя:

·         формирование у ребёнка навыков самообслуживания и ответственности за свои поступки;

·         обучение ребёнка основам здорового образа жизни и безопасности;

·         развитие творческих способностей и лидерских качеств;

·         формирование у ребёнка уважительного отношения к окружающим и окружающей среде.

Изменившаяся по многим параметрам, современная семья вынуждает педагогов задуматься о создании новых форм взаимодействия. Родительские собрания и индивидуальные консультации — важные инструменты взаимодействия с родителями. Однако стоит обратить внимание и на другие форматы сотрудничества, такие как организация семейных праздников, тренингов и совместных внеклассных мероприятий. Они помогают укрепить партнёрские отношения между учителями и родителями, а также дают возможность родителям лучше узнать своих детей, их интересы и таланты.

Основные задачи педагогического всеобуча родителей:

·         Систематическое получение слушателями педагогических знаний.

·         Вооружение родителей методикой применения педагогических знаний на практике, в своей воспитательной деятельности.

·         Сбор и распространение лучшего опыта семейного воспитания.

·         Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательных мероприятиях школы.

·         Формирование уровня сознательности, на котором родители начинают стремиться к самообразованию.

Для того, чтобы обеспечить эффективность работы всеобуча необходимо:

·         Наличие квалифицированных специалистов;

·         Постоянный состав слушателей;

·         Работа должна осуществляться по программе, учебно-тематическому плану с учетом взаимосвязи отдельных тем.

В педагогической науке выделяют коллективные формы, которые включают: родительские собрания, родительский комитет, организация праздников. К групповым формам взаимодействия относят: родительские университеты и конференции. Также не обходиться без индивидуальных форм. Туда входят в том числе консультации и беседы. От удачного выбора формы взаимодействия порой зависит и сама эффективность этого взаимодействия.

Коллективные формы работы:

·         Научно-практическая родительская конференция: форма сочетания педагогических знаний с практическим опытом семейного воспитания. Организаторами выступают родительский комитет. Такие конференции могут проходить в формате заседания, на котором разбираются отдельные воспитательные проблемы. Конференции проводятся 1-2 раза в год, необходима тщательная подготовка.

·         Групповые родительские собрания - одна из основных универсальных форм взаимодействие детского сада с семьями.

·         Общее родительские собрания проводятся 2-4 раза в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы детского сада за определенный период времени. На них выступают заведующая, заместители, воспитатели отчитываются о работе.

·         «День открытых дверей» проводится детским садом 1 раз в году. Родители имеют возможность посетить любые из занятий. Организуется выставка, которая отражает результаты работы кружков, труд детей на занятиях.

·         Концерты. В годовом тематическом планировании уделяется внимание значимым датами праздничным дням. Например, «День матери», «8 марта», «23 февраля», «9 мая».

·         Творческие отчеты помогают подвести итоги проделанной работы кружков художественной самодеятельности, дополнительного образования.

·         Выставки детских работ организовывают во время проведения Дня открытых дверей, концертов, родительских собраний и т.д.

·         Групповые детские мероприятия. В течение учебного года внутри группы проводятся различные мероприятия. Родители помогают в организации и проведении конкурсов, экскурсий, походов, праздников.

·         Вечер-встреча «Увлечения нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры — все то, чем семья увлекается в свободное время» Развивать родительские компетенции важно, потому что это способствует успешному личностному и социальному развитию детей, обеспечивает их безопасность и поддержку в развитии, а также помогает родителям стать полноценными воспитателями и партнёрами педагогов.

Таким образом проект «Год семьи 2024» является важным мероприятием, направленным на укрепление института семьи, повышение значимости семейных ценностей и улучшение качества жизни российских семей. Реализация проекта способствует развитию сотрудничества между организациями и структурами, вовлечёнными в поддержку и развитие семейных отношений, а также повышению осведомлённости населения о проблемах и потребностях современной семьи. Для педагогов детского сада важно проводить родительские всеобучи и развивать родительские компетенции, потому что это помогает улучшить взаимодействие с семьями воспитанников, повысить психолого-педагогическую грамотность родителей и их участие в образовательном процессе. П.П. Блонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей. Это поможет установлению партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников, создаст психологически комфортную обстановку в образовательном учреждении в ходе взаимодействия педагогов с родителями.


Автор(ы): Белоусова Марина Владиславовна
Приложения: