Значение танцевальных традиций российского офицерства
для патриотического воспитания и социализации учащихся
современных кадетских корпусов

Богданова Марина Дмитриевна

   Сегодняшние воспитанники кадетского корпуса – это будущее страны. От людей, с которыми они взаимодействуют в процессе обучения, во многом зависит, какими они вырастут - будут ли гордится страной, в которой родились, заботиться о ее благосостоянии. Для любого образовательного учреждения, а тем более, для кадетского корпуса, главной целью воспитания является взращивание в воспитанниках самоотверженности и патриотизма, готовности к подвигу, честности, добросовестности, веры в добро и справедливость, стремления к правде и поиску идеалов, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов. Патриотическое и нравственное воспитание – это процесс, который должен пронизывать все слои становления и развития учащегося. Оно должно быть каждодневной, ежечасной заботой всех взрослых, окружающих воспитанника.

Танец имеет огромное значение как средство воспитания у кадета национального самосознания. Через самобытные черты искусства того или иного народа. - в песне, музыке, танце, - проявляется тема Родины. Вот почему изучение национального искусства ненавязчиво прививает молодым людям чувство любви к своей земле и своему народу – лучшие гражданско-патриотические качества. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков. Пытливое, чуткое ко всему родному, любящее свою историю, стремящееся не оторваться от глубинных её истоков подрастающее поколение – это надежда России и залог того, что тысячелетние народные традиции будут сохраняться, передаваясь из поколения в поколение.

Ещё в эпоху Екатерины II в кадетских корпусах особое внимание уделялось изучению музыки и танца. В атмосфере служения эстетическим идеалам воспитывалось и обучалось «благородное юношество» - будущий свет российского офицерского корпуса. С XIX века бальный танец в России занимает прочное место, становясь важной частью программы кадетского патриотического воспитания. Умение танцевать вальс, мазурку, кадриль, менуэт, польку было важным правилом хорошего тона - неотъемлемой частью светского этикета и показателем высокой культуры кадета. Военные были не только самыми образованными людьми, но, и по праву, лучшими танцорами.

Сегодня бальный танец в кадетском корпусе - одно из средств художественно - эстетического воспитания кадета, которое формирует исполнительские способности, развивает музыкальность, приобщает юношей и девушек к культурным российским традициям, являющимся достижением и частью общемировой культуры. Изучение бального танца в системе кадетского корпуса создаёт условия для ознакомления с историей и географией его возникновения, укладом и обычаями, характером и темпераментом народа, его придумавшего. Образцы историко-бытового танца расширяют знания, полученные на уроках истории, литературы, воспитывают навыки светского общения, формируют кругозор, способствуют успешной социализации воспитанников. 

Социализация – это процесс включения личности в сферу социальных отношений в качестве субъекта и объекта этих отношений. Цель социализации – формирование социально активной личности, действия которой регулируется социальными нормами и общественными интересами. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Некоторые из этих факторов действуют в течение всей жизни кадета, создавая и изменяя установки, другие же – лишь на отдельных стадиях жизни. Благодаря танцам человек становится более общительным, стрессоустойчивым, начинает отличаться уверенностью, ответственностью и настойчивостью. Можно назвать это пассивной социализацией, так как человек, получая в процессе обучения определённую информацию, осваивая традиции и нормы поведения разных эпох, приобретает не только широкий кругозор, но и важные личностные качества. Танцы, как фактор социализации, формируют не только социально-значимые качества в человеке, но также являются стимулом к освоению новых ролей в процессе становления кадета как личности, его дальнейшего самоопределения и самореализации. Осмысленное саморазвитие, самоактуализация являются признаком активной социализации.

Благодаря танцам молодые люди приобретают уверенность в себе. Они воспринимают себя как способную личность и не боятся показывать свои навыки другим людям. Как выяснилось, танцоры всегда могут отстоять свою точку зрения и доказать свою правоту. Они достаточно устойчивы к стрессовым ситуациям, которые часто возникают на танцевальных соревнованиях, поскольку способны самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях, обходясь без советов со стороны других людей.

Имея многолетний опыт хореографической работы с кадетами, я считаю, что главная моя цель как педагога дополнительного образования, это сохранение танцевальной культуры, бережное отношение к в ней в самых разных её проявлениях, а также изучение и передача юным поколениям воспитанников кадетских корпусов русских офицерских танцевальных традиций.


Автор(ы): Богданова Марина Дмитриевна
Приложения: