Школьный Совет обучающихся: проблемы создания

Петров Руслан Сергеевич

Совет обучающихся — выборный орган школьного самоуправления, в компетенцию которого входят все вопросы, которые так или иначе касаются обучающихся. Проще говоря, это группа, состоящая из учеников образовательного учреждения, которые помогают другим учащимся влиять на процесс управления школой, продвигать инициативы и проекты, а также решать вопросы, связанные с обучением. Целью деятельности Советов обучающихся является формирование гражданской культуры, активной гражданской позиции обучающихся, содействие развитию их самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию, формирование у обучающихся умений и навыков самоуправления, подготовка их к компетентному и ответственному участию в жизни общества.

В современных реалиях, как показывает практика, деятельность Советов обучающихся носит больше формальный характер. Это находит свое выражение в том, что во многих школах такой Совет есть, но при этом он не выполняет возложенные на него обязательства. Можно обозначить следующий перечень проблем, с которыми наиболее часто сталкивается ученическое самоуправление:

Формальное функционирование органов школьного самоуправления, без принятия во внимания мнения и желания учеников;

Нарушение принципа самодеятельности и инициативы, что делает невозможным проявление самостоятельности;

Влияние педагогов и учителей. Педагогики могут оказывать прямое давление на учеников, в таких условиях школьное самоуправление не способно выполнять свои задачи.

Создание реального самоуправления в школе, представленного Советом обучающихся, состоящего из выбранных учеников — это сложный процесс, требующий комплексного подхода, участия не только детей, но и педагогов, родителей.

Необходимо сделать акцент на том, что Совет обучающихся является не кружком, основная задача которого — решение проблем, связанных с организацией школьных праздников; это лишь одно из направлений его деятельности. 

Организация реально действующего школьного самоуправления, — процесс сложный, требующий участия не только этот можно разделить на несколько этапов, и на каждом из них могут возникать проблемы.

Важно сформировать у педагогического коллектива понимание того, что Совет обучающихся имеет право оказывать реальное влияние на управление школой и жизнь внутри образовательного учреждения. Проблема в данном случае заключается в том, что многие педагоги и учителя несерьезно относятся к желанию учеников принимать участие в управлении школой и отодвигают их запрос на создание Совета обучающихся на второй план или после создания этого органа не учитывают мнения учащихся.

Важно также сформировать и у самих учащихся понимание того, что они являются субъектами образовательного процесса, которые могут оказывать влияние на жизнь школы, менять ее к лучшему. Распространение информации среди классов поможет получить обратную связь и найти тех учеников, которые готовы внести свой вклад в создание Совета обучающихся.

С высокой долей вероятности не все ученики, которые придут в начале, будут в дальнейшем проявлять активную позицию в решении возникающих вопросов. И тут всплывает еще одна проблема:  практика показывает, что многие учащиеся посещают такие встречи из-за того, что их «попросили». Но даже с учетом этого факта, при грамотном подходе можно заинтересовать их и сделать активными участниками.

Важно получить обратную связь, пожелания учеников о том, чтобы они хотели изменить в школе. Все идеи необходимо документально зафиксировать. Постарайтесь создать располагающую атмосферу, в которой каждый сможет высказать свою позицию. Перед окончанием встречи нужно объяснить ученикам, что их предложения могут быть реализованы на практике, но для этого требуется объединить усилия. После этого можно назначать дату следующей встречи и получить контакты учеников, которые придут на нее.

В рамках первого проекта нужно реализовать одну из идей, предложенную учениками, что позволит вовлечь их в процесс и добиться положительной обратной связи. Заниматься решением поставленной проблемы ученики, входящие в Совет обучающихся, должны самостоятельно. Педагог в данном случае выступает в качестве ментора или наставника. Как показывает практика, такой подход нарушается в большинстве случаев: педагоги или учителя активно вмешиваются в процесс, лишая учеников возможности для проявления самостоятельности и активной позиции. Также педагоги могут навязывать свою точку зрения и отодвигать на второй план позицию самих учеников в решении конкретного вопроса.

Но и когда Совет обучающихся уже создан, трудности не кончаются: следующим важным шагом становится наделение Совета обучающихся официальным статусом представительного органа школьного самоуправления. Для этого необходимо разработать документ, который будет регламентировать деятельность органа школьного самоуправления, отражать в себе его цели и задачи. Чтобы сделать это, ученикам потребуется помощь педагога, a также содействие администрации.

 

Список использованных источников и литературы

 

1. Совет обучающихся общеобразовательной организации: учебно методическое пособие по созданию и развитию советов обучающихся / В. В. Гринберг, М. Д. Мартюшев, И. А. Русакова. – Калуга: Политоп, 2023. – 95 с

2. Прутченков А. С., Фатов И. С. Ученическое самоуправление: организационно-правовые основы, система деятельности: учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. – 112 с

3. Алымова Н. А., Надточий Е. И. Школьное самоуправление. Структура, рекомендации, нормативы. – Волгоград: Учитель, 2014. – 139 с.

4. Ученическое самоуправление: от теории к практике: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Н. К. Катович и др.; под ред. Н. К. Катович. – Минск: Национальный институт образования, 2021. – 224 с.

5. Собкин В. С., Адамчук Д. В. Учитель о школьном самоуправлении // ЧиО. – 2016. – № 1 (46). – С. 108–114. 

6. Корозникова А. А. Развитие школьного ученического самоуправления // Вестник КГУ. – 2010. – № 3. – С. 230–233. 

7. Житомирский Д. В. К вопросу стимулирования деятельности органов школьного самоуправления // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. – 2008. – № 2. – С. 1–3. 

8. Семеновских Т. В., Еровикова Д. С. Самореализация подростков в школьном ученическом самоуправлении // Мир науки. Педагогика и психология. – 2018. – № 6. – С. 1–10.

9. Валькова М. В. Формирование школьного ученического самоуправления: функции педагогов и учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2013. – № 6. – С. 51–53.


Автор(ы): Петров Руслан Сергеевич
Приложения: