Развитие аналитико-синтетических
действий младших школьников

Константинова Ирина Юрьевна

В настоящее время важнейшей задачей начального образования является становление личности ученика, которая складывается в процессе его ведущей деятельности - учебной. В ходе этой деятельности учащиеся овладевают универсальными учебными действиями, в том числе познавательными. Познание невозможно без мыслительной деятельности, основу которой составляют неразлучные анализ и синтез. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности.

Для учителя представляют особый интерес вопросы развития у обучающихся различных способов и приемов аналитико-синтетической деятельности. Это связано с тем, что при овладении учебной деятельностью и в ее процессе требуется использование приемов как анализа, синтеза, так и их сочетаний. Каждая из операций мышления (сравнение, классификация, обобщение), как и весь мыслительный процесс в целом, строится на двух основных умственных процессах: анализа и синтеза.

Анализ – это разделение целого на части, представление сложного в виде простых составляющих. Любой анализ есть установление связи некоторого объекта с определенным свойством. Синтез – это соединение, объединение набора простых составляющих объекта в единое целое. Различие анализа и синтеза является условным. Говорят, что анализ связан с синтезом как вдох с выдохом .

    Выделяют осо­бенности аналитико-синтетической деятельности как категории деятельностной теории обучения:

- аналитико-синтетическая деятельность определяет­ся в качестве основной формы, в которой реализуется мысль. Интеллектуальная деятельность выстраивается на основе различных мыслительных операций, но ана­лиз и синтез, так или иначе, предшествуют, сопутствуют или завершают каждую из них;

- аналитико-синтетическая деятельность, как и лю­бой другой вид учебно-познавательной деятельность характеризуется целью, предметом (на что направлен данный процесс), потребностью и мотивом;

- процесс аналитико-синтетической деятельности - это мыслительный процесс преобразования объектов мышления, установления новых связей и отношений между объектами;

- анализ и синтез взаимосвязаны, они дополняют друг друга, образуя единый аналитико-синтетический метод. Анализируя, то есть, вычленяя отдельные аспекты рас­сматриваемого объекта, обучаемый акцентирует внима­ние на те свойства объекта, которые имеют существен­ное значение для последующего синтеза и обобщения;

- в ходе аналитико-синтетической деятельности устанавливается связь между знанием и действием, что обеспечивает не только добывание новых знаний, но и совершенствование интеллектуальной деятельности об­учаемых.

Необходимо отметить, что аналитико-синтетические действия формируются в достаточной степени только при целенаправленном обучении. Успешность этого процесса непосредственным образом зависит от методов и средств, применяемых педагогом, а также от соблюдения определённых условий, способствующих более благоприятному формированию данных умений. 

Г.И. Вергелес подчеркивает, что общие умственные действия анализа и синтеза характеризуются независимостью от того или иного содержания. Анализ и синтез одного материала будут отличаться от анализа и синтеза другого, но во всех случаях этому умственному действию будет присуще нечто общее, специфичное именно для анализа и синтеза. При этом невозможно формировать аналитико-синтетическую деятельность вне определенного содержания.

Успех в формировании мыслительных операций зависит и от особенностей организации учебной деятельности на уроке. Развитие учащихся находится в прямой зависимости от их активности, а активность – от интереса и мотивации к деятельности. Известно, что лучше всего запоминается то, что интересно, ярко. Все  перечисленное обеспечивают элементы занимательности на уроках. Эти элементы активизируют мыслительную деятельность, особая значимость которой состоит в том, что обучение направлено в том числе на формирование мыслительных операций, включающих в себя анализ и синтез.

Возрастным особенностям младшего школьника более всего близки игровые приемы. Они незаменимы в учебном процессе начальной школы. Именно игра делает процесс познания увлекательным, доступным и результативным. Благодаря игровой деятельности ребенок в короткие сроки овладевает достаточной обширным объемом информации об окружающем мире, о человеческой культуре.

При правильной организованной игровой деятельности, школьники без особых проблем решают сложные задачи и примеры, выполняют упражнения, приобретают новые умения. Важно помнить, что игра не должна отвлекать ребят от учебного процесса, она должна, наоборот, заострять на нем внимание, делая процесс обучения привлекательным для учеников.

Игры на уроках начальной школы просто необходимы. Ведь только игра умеет делать трудное – лёгким, доступным, а скучное – интересным и весёлым. Игровой метод на уроке можно использовать и при объяснении нового материала, и при закреплении

Игровые приемы на уроках выступают как средство побуждения, стимулирования мышления учащихся.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Решение проблемы формирования аналитико-синтетических действий у младших школьников средствами игровых приемов будет способствовать повышению качества образовательного процесса.

Литература:

 1. Вергелес  Г. И. Развитие анализа и синтеза у младших школьников в условиях управления их умственной деятельностью/ Дис. канд. психол. наук. -Л., 1972.-163 с.

2. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе. - СПб.: СПбАППО, 2005

3. Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников [Текст] /А.З. Зак. - М: Просвещение, 1994. – С. 145-156.

4. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. [Текст] /А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1977. - 224 с.


Автор(ы): Константинова Ирина Юрьевна
Приложения: