Опыт формирования коммуникативной компетентности
в младшем школьном возрасте  в педагогической практике

Бордачёва Дарья Дмитриевна

Младший школьный возраст – это прежде всего развитие способностей к взрослению, к ответственности за себя и окружающий его мир, ступень личностного становления ребенка. Социум выступает для учащегося начальной школы как основа для постепенного погружения в развивающееся проблемное поле культуры и освоения социокультурного опыта. Однако движущей силой социокультурного развития ребенка является не просто присвоение человеческого опыта, а накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в процессе особого взаимодействия со взрослым. Поэтому задача развития младшего школьника, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности, является актуальной.

Основной задачей средней общеобразовательной системы является подготовка школьников к жизни в обществе, наделение их необходимыми знаниями и коммуникативными навыками. Исходя из этого, педагогам и родителям необходимо рассматривать формирование коммуникативной компетенции школьников как основу для успешной социальной активности личности.

Фундаментом является среднее образование, с помощью которого человек получает необходимые знания о жизни в обществе. Учащихся с первых дней обучения учат по определенной системе, чтобы коммуникативные компетенции позволяли им взаимодействовать с другими членами общества и быть успешными в любой социальной среде. Педагог показывает учащимся, как писать письма, заполнять анкеты, выражать свои мысли устно и письменно. Он учит вести дискуссию, слушать, отвечать на вопросы и анализировать различные тексты на родном, государственном и иностранном языках.

Формирование коммуникативной компетенции позволяет младшим школьникам чувствовать себя более уверенными. Ведь общение, отмечает Бодалев А.А., – это основа взаимодействия между людьми. Поэтому формирование коммуникативной компетенции – первостепенная задача в сфере обучения .

Основную роль в начальной школе, по мнению Георгиевского А.В., Шитиковой Л.И., играют групповые занятия, мероприятия, игры. Именно они помогают ученикам адаптироваться в обществе и чувствовать себя частью социальной среды. Данные занятия улучшают коммуникативные компетенции младших школьников, делают их более раскованными и общительными .

Коммуникативная компетенция младших школьников наиболее эффективно формируется в специально организованной групповой работе на основе кооперации. Кооперативным методам обучения в последнее время в начальной школе уделяется большое внимание. Значимость кооперации со сверстниками раскрывается в отечественных исследованиях (В.К. Дьяченко, Г.А. Цукерман и др.).

Согласно исследованиям психологов, процесс обучения приобретает социально-коммуникативный характер, а школьный класс рассматривается как определенная коммуникативная система. Следовательно, вовлечение учащихся в учебное кооперирование будет способствовать формированию их коммуникативной компетенции

 Сотворческая деятельность: потенциал формирования коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте

Коммуникативная компетенция младших школьников наиболее эффективно формируется в специально организованной групповой работе на основе кооперации. Кооперативным методам обучения в последнее время в начальной школе уделяется большое внимание. Значимость кооперации со сверстниками раскрывается в отечественных исследованиях (В.К. Дьяченко, Г.А. Цукерман и др.).

 Согласно исследованиям психологов, процесс обучения приобретает социально-коммуникативный характер, а школьный класс рассматривается

как определенная коммуникативная система. Следовательно, вовлечение учащихся в учебное кооперирование будет способствовать формированию их коммуникативной компетенции .

Как одна из основных форм организации коммуникативного взаимодействия, в современных научных исследованиях раскрывается сущность понятия «учебная кооперация», характеризующегося объединением знаний участников для достижения совместной цели за счет обогащения каждого при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей. Учебная кооперация выступает как содержательно-продуктивное межличностное взаимодействие школьников, обеспечивающее формирование социальных качеств личности и включающее в себя: объединение знаний всех участников для достижения общей цели за счет обогащения каждого при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей; рефлексию процесса и результата межличностного взаимодействия; использование знаний педагога как одного из источников информации. «Учебная кооперация» как понятие приближено к понятию «сотрудничества».

Мы рассмотрим несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве на основе малых групп в начальной школе. Обучение в малых группах Student Teams – Achievement Division (STAD) возможно использовать на любом учебном предмете и на любой ступени обучения. Группа, как правило, состоит из 4 человек разного уровня подготовленности. Типичная структура урока выглядит так:

1. Актуализация знаний.

2. Изучение новой темы и объяснение учителя.

3. Индивидуальная отработка учащимися ориентировочной основы действий.

4. Работа в группах: общее для группы и одинаковое для всех групп задание выполняется по частям или по «вертушке» с комментарием вслух, выполнение комментируется группой.

5. Индивидуальная проверка достигнутого на основе теста.

6. Оценивание членов группы, при котором все участники одной группы получают одну оценку.

Обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению

Cooperative Integrated Reading and Composition (CIRC)

Работа может быть организована по-разному:

1. Учащиеся из 4 человек разбиваются на пары. Одна пара самостоятельно читает друг другу текст, составляют план пересказа, излагают прочитанное друг другу, выделяя главные мысли, пишут ответы на вопросы по тексту, работают со словарём, с другой парой работает педагог.

2. Если класс не делится на однородные группы, то все учащиеся во всех группах работают совместно, стараясь определить главную идею текста и понять общий смысл рассказа при ответах на проблемные вопросы к тексту. 

Ребята трудятся единой командой. Вся деятельность в группах осуществляется под контролем учителя. Тесты даются ученикам только тогда, когда учитель убеждается, что ребята готовы к нему.

Пила Jigsaw применяется тогда, когда учебный материал можно естественным образом разбить на фрагменты. Самое важное, что число таких фрагментов должно совпадать с числом участников группы. Это могут быть тестирование по карточкам, устные ответы на вопросы учителя, адресованные любому члену группы по выбору педагога, или совместный доклад, подготовленный группой. Основной аспект при обучении сотрудничеству, группа получает одну оценку на всех. В начальной школе этот метод наиболее удачно используется на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, литературного чтения (при обобщающем повторении) .

Предложенные варианты организации обучения сотрудничества способствуют эффективному формированию коммуникативной компетенции младших школьников: стимулируют желания учащихся расширить свои знания по изучаемому предмету; развивают интерес к творческой работе по изучаемому предмету, исследовательские способности; формируют умение работы в группе, способствует преодолению неуверенности в своих учебных умениях и силах; создаёт условия для комфортного пребывания каждого ученика любой творческой группе.

Процесс формирования коммуникативной компетенции у учащихся начальной школы происходит более эффективно при групповых формах работы, так как: возрастает познавательная активность на уроках, дети учатся помогать друг другу, обращаются за помощью друг к другу, формулируют свою точку зрения, выясняют точку зрения своих партнеров по группе, стараются разрешить разногласия с помощью логических аргументов.

Педагогу для формирования коммуникативной компетенции школьника необходимо привить ему любовь к знаниям. Начитанность, а также широкий кругозор, только увеличивают словарный запас, формируют чистую красивую речь, учат ребенка размышлять и анализировать, что помогает ему стать более уверенным в себе и собранным. С такими учащимися сверстникам всегда будет интересно общаться, и они сумеют выразить вслух то, что хотят донести другим.

Процессу формирования коммуникативной компетенции помогает, когда школьники начальной школы проходят курсы актерского мастерства, участвуют в постановке спектаклей, концертов. В творческой атмосфере дети будут более раскованными и общительными, нежели за школьной партой.

 Сотворческая деятельность: потенциал формирования коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте

Коммуникативная компетенция младших школьников наиболее эффективно формируется в специально организованной групповой работе на основе кооперации. Кооперативным методам обучения в последнее время в начальной школе уделяется большое внимание. Значимость кооперации со сверстниками раскрывается в отечественных исследованиях (В.К. Дьяченко, Г.А. Цукерман и др.).

 Согласно исследованиям психологов, процесс обучения приобретает социально-коммуникативный характер, а школьный класс рассматривается

как определенная коммуникативная система. Следовательно, вовлечение учащихся в учебное кооперирование будет способствовать формированию их коммуникативной компетенции [13].

Как одна из основных форм организации коммуникативного взаимодействия, в современных научных исследованиях раскрывается сущность понятия «учебная кооперация», характеризующегося объединением знаний участников для достижения совместной цели за счет обогащения каждого при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей. Учебная кооперация выступает как содержательно-продуктивное межличностное взаимодействие школьников, обеспечивающее формирование социальных качеств личности и включающее в себя: объединение знаний всех участников для достижения общей цели за счет обогащения каждого при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей; рефлексию процесса и результата межличностного взаимодействия; использование знаний педагога как одного из источников информации. «Учебная кооперация» как понятие приближено к понятию «сотрудничества».

Мы рассмотрим несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве на основе малых групп в начальной школе. Обучение в малых группах Student Teams – Achievement Division (STAD) возможно использовать на любом учебном предмете и на любой ступени обучения. Группа, как правило, состоит из 4 человек разного уровня подготовленности. Типичная структура урока выглядит так:

1. Актуализация знаний.

2. Изучение новой темы и объяснение учителя.

3. Индивидуальная отработка учащимися ориентировочной основы действий.

4. Работа в группах: общее для группы и одинаковое для всех групп задание выполняется по частям или по «вертушке» с комментарием вслух, выполнение комментируется группой.

5. Индивидуальная проверка достигнутого на основе теста.

6. Оценивание членов группы, при котором все участники одной группы получают одну оценку.

Обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению

Cooperative Integrated Reading and Composition (CIRC)

Работа может быть организована по-разному:

1. Учащиеся из 4 человек разбиваются на пары. Одна пара самостоятельно читает друг другу текст, составляют план пересказа, излагают прочитанное друг другу, выделяя главные мысли, пишут ответы на вопросы по тексту, работают со словарём, с другой парой работает педагог.

2. Если класс не делится на однородные группы, то все учащиеся во всех группах работают совместно, стараясь определить главную идею текста и понять общий смысл рассказа при ответах на проблемные вопросы к тексту. 

Ребята трудятся единой командой. Вся деятельность в группах осуществляется под контролем учителя. Тесты даются ученикам только тогда, когда учитель убеждается, что ребята готовы к нему.

Пила Jigsaw применяется тогда, когда учебный материал можно естественным образом разбить на фрагменты. Самое важное, что число таких фрагментов должно совпадать с числом участников группы. Это могут быть тестирование по карточкам, устные ответы на вопросы учителя, адресованные любому члену группы по выбору педагога, или совместный доклад, подготовленный группой. Основной аспект при обучении сотрудничеству, группа получает одну оценку на всех. В начальной школе этот метод наиболее удачно используется на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, литературного чтения (при обобщающем повторении) [20].

Предложенные варианты организации обучения сотрудничества способствуют эффективному формированию коммуникативной компетенции младших школьников: стимулируют желания учащихся расширить свои знания по изучаемому предмету; развивают интерес к творческой работе по изучаемому предмету, исследовательские способности; формируют умение работы в группе, способствует преодолению неуверенности в своих учебных умениях и силах; создаёт условия для комфортного пребывания каждого ученика любой творческой группе.

Процесс формирования коммуникативной компетенции у учащихся начальной школы происходит более эффективно при групповых формах работы, так как: возрастает познавательная активность на уроках, дети учатся помогать друг другу, обращаются за помощью друг к другу, формулируют свою точку зрения, выясняют точку зрения своих партнеров по группе, стараются разрешить разногласия с помощью логических аргументов.

Педагогу для формирования коммуникативной компетенции школьника необходимо привить ему любовь к знаниям. Начитанность, а также широкий кругозор, только увеличивают словарный запас, формируют чистую красивую речь, учат ребенка размышлять и анализировать, что помогает ему стать более уверенным в себе и собранным. С такими учащимися сверстникам всегда будет интересно общаться, и они сумеют выразить вслух то, что хотят донести другим.

Процессу формирования коммуникативной компетенции помогает, когда школьники начальной школы проходят курсы актерского мастерства, участвуют в постановке спектаклей, концертов. В творческой атмосфере дети будут более раскованными и общительными, нежели за школьной партой.

Немаловажную роль для формирования коммуникативной компетенции играет урок чтения. Педагогу стоит постараться привить учащимся любовь к чтению, так как именно книги обогащают лексикон новыми словами.

Начитанные дети более грамотные, собранные, с широким кругозором и хорошей памятью. Именно классическая литература сталкивает детей с различными образами героев, и они начинают понимать, что такое добро и зло, узнают, что за поступки придется отвечать, и учатся на чужих ошибках. Формирование коммуникативной компетенции школьников включает в себя также умение решать спорные вопросы, ведь в будущем такие моменты вряд ли кого-нибудь обойдут стороной, а для успешного диалога, диспута нужно быть готовым к различным поворотам. Для этого подойдут занятия по ораторскому искусству и дискуссиям, знание особенностей психологии различных типов людей, умение расшифровывать и понимать мимику и жесты.

Для формирования коммуникативной компетенции нужен комплексный подход к учащимся, в особенности к младшим школьникам, так как в их возрасте начинает складываться образ мышления и формируются принципы поведения.

Процесс формирования коммуникативной компетенции младших школьников включает в себя речевые, социокультурные, языковые, компенсаторные и учебно-познавательные аспекты, каждый из которых состоит из определенных компонентов. Это знание языка, грамматики, стилистики, обогащенный словарный запас, широкий кругозор. Также это умение высказываться и завоевать аудиторию, умение отвечать, взаимодействовать с другими лицами, воспитанность, толерантность, знание этики и многое другое.


 


 


 


Автор(ы): Бордачёва Дарья Дмитриевна
Приложения: