Профилактика дисграфии у детей с ОНР

Тодурова Татьяна Ростиславовна

Общее недоразвитие речи (ОНР) — одна из самых серьёзных проблем логопедии. Современные исследования говорят о  том, что ОНР является   сложным речевым расстройством, при котором нарушается формирование всех компонентов речевой системы,  что является основанием для возникновения дисграфии.

   Данное исследование было направлено на выявление предпосылок   возникновения дисграфии  у дошкольников с ОНР.

В соответствии с вышесказанным методика констатирующего эксперимента включала разделы, направленные на исследование у дошкольников с ОНР  состояния речевых и неречевых психических функций:

- Состояние наличия слуховой дифференциации акустически близких звуков.

- Состояние звукопроизношения (особенно в плане наличия полных звуковых замен).

- Состояние элементарных форм фонематического анализа.

- Состояние зрительно-пространственных представлений.

- Состояние словарного запаса и грамматиеского строя речи.

- Анализ исследования речевых функций.

- Анализ исследования неречевых психических процессов.

   Констатирующее исследование проводилось  на базе ГДОУ №1   и ГДОУ № 8 г. Санкт-Петербурга, для детей с нормальным и нарушенным речевым развитием.

         В исследовании принимало участие две группы детей: экспериментальная и контрольная. Средний возраст детей  - 6 – 6,5 лет. Экспериментальную группу составили 15 детей с общим недоразвитием речи (третий уровень речевого развития). Контрольную группу составили 15 детей с нормальным речевым развитием.

  Анализ результатов проведённого исследования показал, что речевые и неречевые психические процессы у детей дошкольного возраста, развиты на различном уровне, при этом у детей с общим недоразвитием речи, этот уровень значительно ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием.

    Исследование показало, что у детей с ОНР нарушен процесс звуковой дифференциации акустически близких звуков, что  свидетельствует о нарушении фонематического слуха и это даёт основание сделать вывод о наличии у детей данной группы предпосылок  возникновения акустической дисграфии.

      В процессе обследования нарушений звукопроизношения у детей с ОНР были выявлены искажения, замены, пропуски звуков; наличие в речи детей экспериментальной группы полных звуковых замен в устной речи  будет являться несомненным предвестником артикуляторно-акустической дисграфии, поскольку неправильное проговаривание  слов в процессе  письма  в период обучения ребёнка  грамоте неизбежно приводит к соответствующим буквенным заменам.

      Анализируя состояние простого фонематического анализа,  можно сделать вывод о недостаточной сформированности этой функции у детей экспериментальной группы, что рассматривается,  как  явная предпосылка дисграфии  на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока.

    Анализируя состояние грамматического строя речи (словообразование и словоизменение) у испытуемых с ОНР в большом количестве случаев актуализация антонимов происходит неправильно, что  свидетельствуют о недостаточной сформированности у  детей экспериментальной группы способности называть семантически противопоставленные понятия, о трудностях отбора слов-антонимов из имеющихся в словаре ребёнка или об отсутствии в нём необходимых слов. Противопоставленность понятий, таким образом, оказалась к моменту исследования у детей экспериментальной группы недостаточно сформированной, что нашло своё отражение в их речи.  У детей с общим недоразвитием речи наблюдается несформированноть грамматических систем словоизменения и словообразования, что является несомненным предвестником аграмматической дисграфии.

          Анализ состояния неречевых психических процессов свидетельствуют о том, что у некотрых детей экспериментальной группы  недостаточно сформированы оптико-пространственные функции, что в дальнейшем может явиться предпосылкой для возникновения оптической дисграфии.

     Особенности детей с ОНР позволяют отнести их к группе риска в возникновении дисграфии. В исследовании обоснована необходимость  проведения целенаправленной дифференцированной профилактической  работы с детьми данной категории.

Актуальность профилактики дисграфий у дошкольников с ОНР состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка. Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированностью монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления; имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дисграфий в условиях речевого детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.

     Дифференцированный подход в процессе логопедической работы по профилактики дисграфий должен осуществляться с учетом доминирующих нарушений и их соотношений с другими компонентами, лежащими в основе процесса письма, а так же с учетом индивидуально-психологических особенностей детей с ОНР по степени риска возникновения дисграфий.

В результате констатирующего эксперимента выявлено, что процесс формирования речевых, психических функций и процессов у детей с проблемами в речевом развитии отличается от процесса формирования у детей с нормальным развитием речи. Рассматривая данные, описанные выше, можно говорить о необходимости дифференцированного подхода к изучению вопроса профилактики дисграфий у детей с ОНР.

       Особенности детей с общим недоразвитием речи позволяют отнести их группе риска в возникновении дисграфии, что определяет необходимость проведения целенаправленной дифференцированной профилактической работы с ними. Особое значение в решении этой задачи приобретает определение дифференцированного содержания профилактической работы детьми с учетом структуры их дефекта и своеобразия отставания в развитии.

         Итак, как видно из вышеизложенного, дисграфия  может в будущем принести ребенку много вреда. Причем необходимо помнить, что чем раньше приступить к коррекционной работе, тем лучше, эффективнее и быстрее будет достигнут результат. Поэтому проблема профилактики возникновения дисграфии у детей с общим недоразвитием речи предшкольного возраста является для логопеда чрезвычайно актуальной.


Автор(ы): Тодурова Татьяна Ростиславовна
Приложения: