Родителям о волевой готовности к школьному
обучению в первом классе

Чикова Елена Борисовна

Традиционно выделяют три аспекта готовности к школьному обучению: интеллектуальная готовность, социальная и эмоциональная.

Интеллектуальная готовность включает в себя концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность логического запоминания, умение воспроизвести образец, развитие мелкой моторики.

     Социальная готовность – потребность ребенка в общении со сверстниками, умение подчинить свое поведение закону детских групп, способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

     Эмоциональная зрелость проявляется в уменьшении импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные занятия.

     Наряду с этим есть еще один важный момент, определяющий готовность ребенка к школьному обучению, без которого даже прекрасно интеллектуально развитый ребенок может не реализовать свои способности. Это волевая готовность.

     Волевая готовность заключается в способности ребенка:

·         Непрерывно трудиться, делать то, что от него требует учеба;

·         В способности ориентироваться на заданную систему требований

·         Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.

·         Самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

     Ребенок 6 лет может надолго и в деталях запомнить какое-то событие, но сосредоточиться длительное время на том, что не вызывает у него какого-то интереса, ему трудно. А именно это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Как и умение более широкого плана – делать не только то, что хочется, но и то, что надо, хотя совсем и не хочется или даже совсем не хочется. Если ребенок 6 лет не может этого достичь, то интеллектуальный уровень не поможет включиться в процесс обучения.

     Волевая готовность к школе – это настрой ребенка на произвольное поведение, его готовность направлять внимание на то, что говорит учитель, выполнять задание в соответствии с инструкцией и прикладывать усилия для достижения результата, готовность следовать принятым правилам.

     Под волевым поведением понимают действия, направленные на достижение определенной цели. Мозговой центр, контролирующий импульсивные и эмоциональные реакции и подключающий волю, приобретает действующую силу в 7 лет. Однако к 6 годам формируются основные элементы волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить основные усилия в случае преодоление препятствий, оценить результат своего действия.

     Формирование волевой готовности важно: ребенка ждет напряженный труд, нужно научиться делать не только то, что хочется, но и что потребует учитель. А это непросто, особенно, если с собой есть что-то новенькое, хочется этим поделиться с товарищами, но нужно делать необходимое нужно волевое усилие – способность управлять своим поведением и вниманием.

Поэтому важно обратить внимание  на развитие у ребенка волевых качеств:

·         Настойчивости

·         Целеустременности

·         Организованности

     Настойчивость – способность сохранять заинтересованность и прилагать усилия для достижения целей, преодолевая внешние и внутренние трудности.

     На самом деле настойчивость -это врожденная волевая характеристика личности. В то же время настойчивость – это навык, который можно усердно приобретать и практиковать.

     Как воспитывать настойчивость?

1.      Хвалить за усилия, а не за результат.

     Когда мы хвалим ребенка с помощью слов «Великолепно!» или Молодец, его усердие исчезает – ребенку некуда стремиться. Хвалите за вложенные усилия: «Ты действительно приложил много усилий для этого» , « Ты добился такого результат поскольку много работал.

2.      Если слышите первые вздохи раздражения или какое-то разочароние, скажите, что это Нормально и просто необходимо подумать, что можно сделать. Предложите поддержку, но не помогайте сразу! Просто подкрепляйте его усилия.

3.      Учите ребенка быть смелым. Смелость тесно связана с настойчивостью. Человек может бояться, но проявлять упорство и действовать, несмотря на свой страх. Когда ребенок говорит вам, что чего-то боится, ответье ему: «Ты можешь делать даже то, чего боишься»

4.      Важно понимать, что дополнительные занятия шахматы, фортепиано важны в том плане, что ребенок прикладывает усилия!

5.      Важно понимать, что дополнительные занятия шахматы, фортепиано важны в том плане, что ребенок прикладывает усилия!

6.      Важно понимать, что дополнительные занятия шахматы, фортепиано важны в том плане, что ребенок прикладывает усилия!

7.      Учите детей, что мозг похож на мышцы: чем больше пользуешься мозгом, тем сильнее он становится. Когда ребенок испытывает в чем-то неудачу и сложности, мозг тренируется.

8.      Не требуйте настойчивости всегда и в любой ситуации. Суть настойчивости в увлечении, а не в том, что несмотря ни на что ты просто должен это любить. Желание- основа волевого усилия и настойчивости. Без желания ребенок не в силах преодолеть себя. Чтобы пробудить желания важны новые впечатления.

     Воля развивается только при преодолении трудностей. Это встает перед человеком всю его жизнь. Поэтому важно сейчас заложить этот фундамент.

1.      Не обесценивайте проблемы ребенка.

            Если ребенок считает что-то сложным, не говорите ему, что это ерунда и нечего из-за этого перЕживать и об этом думать. Если ребенок переживает и думает, значит ему это важно.  Присоединитесь к нему Дайте подтверждение того, что он может так чувствовать и испытывать такие сложности. И только потом предложите ему, что с этим можно сделать.

Научить ребенка преодолевать трудности – дать ему возможность стать целеустремленным.

2.      Накапливайте опыт «Я могу».

     Достижения строятся на опыте прошлом, на опыте Я могу. Давайте возможность почувствовать ребенку «я могу» значит важно справится со своей родительской тревогой и дать ребенку самому возможность делать шаги. Помогайте ребенку помнить о его успехах, отмечать их, замечать их и опираться на прошлые успехи в новых непростых обстоятельствах.

3.      Обязательно отмечайте ситуации, в которых ребенку было трудно, но он не сдался и шел вперед.

4.      Обязательно задавайте ребенку вопрос Зачем тебе это нужно?  Насколько это важно для тебя? Что будет, если ты это сделаешь и что будет, если ты этого не сделаешь?

Введите 2 важных правила

 

Если ты один раз упал, то первым делом нужно что сделать? Подняться!

А если ты два раза упал? Нужно подняться.

А если ты 10 раз упал? Что нужно сделать? 11-й раз подняться!

 

Это можно учить как стих!

 

Если что-то не получилось, то слезами, истериками ситуация не исправится. Слезы и истерики лишь отнимут время, которое можно было бы потратить на что-то интересное, например, для игр. Если не получилось – нужно подумать и попробовать снова.

 

Чтобы развить целеустремленность

·         Учим ребенка доводить начатое до конца. Даже когда плохо получается.

·         Не делайте за ребенка то, что он может сам!

·         Приучайте, что в жизни должны быть цели. Цель создает мечта. Если у ребенка не будет мечты, то и жизнь будет без цели.

·         Поддерживайте начинания ребенка.

 

Чтобы развить организованность

1.      Заведите контрольные списки.

     Например, 5 вещей, которые нужно делать перед сном.

    Поощряйте ребенка самого делать списки - это будет опорой для него.

2.      Поручайте ребенку домашнюю работу, связанную с сортировкой.:

·         Сортировка чистого белья

·         Развесить одежду по вешалкам

·         Разложить ложки и вилки по местам

·         Разобрать продукты

·         Готовьте вместе ребенком. Ребенок может подготовить продукты или составить список продуктов необходимых для приготовления.

Эмоциональная готовность.

·         Способность выдерживать нагрузки

·         Способность выдерживать разочарованя

·         Не бояться новых ситуаций

·         Уверенность в себе и своих силах

     Жизнь и детство наполнены разочарованиями, по другому не может быть. Даже самая лучшая мать не может удовлетворить все желания и потребности ребенка. Однако к эмоциональным расстройствам приводят не страдания, обусловленные разочарованием, а факт запрета со стороны родителей пережить и выразить это страдание.

В детстве неизбежны моменты разочарования. Природа устроила жизнь детей так, чтобы они получали отказы в исполнении своих желаний по несколько раз на дню. Сложно смотреть как ребенок плачет и поэтому родители пытаются предотвратить их слезы.

     Ложное представление – если мы оберегаем ребенка от возможного разочарования  мы демонстрируем ему свою любовь.

     Если  мы не позволяем ребенку в полной мере пережить разочарование, мы тормозим развитие жизненно важного навыка: способности адаптироваться к любым жизненным условиям.

 

     Вместо того, чтобы говорить ребенку, что важно справиться с переживанием, важно дать ему возможность в полной мере пережить грусть и дать выход слезам. Только после того, как ребенок выплачется из-за того, что он не может получить желаемое или не может починить то, что сломал, он сможет двигаться дальше и адаптируется.

    Когда мы с пониманием относимся к слезам ребенка и признаем насколько ему обидно, мы помогаем его разочарованию найти выход и облегчение. Как только слезы проходят, ребенок забывает о происшедшем и отправляется на поиски другого. Может играть и иметь в своем арсенале больше возможностей к адаптации. Если ребенку не давать возможности пережить разочарование, он будет стремиться к тому, чтобы подчинить окружающие обстоятельства своей воле, или просто проявить агрессию.

 


Автор(ы): Чикова Елена Борисовна
Приложения: