Формирование личности ребенка

Шиповалова Ольга Анатольевна

Формирование личности ребенка дошкольного возраста проходит через определенные возрастные кризисы, самым ярким из них считается кризис трехлетнего возраста. Кризис на этом возрастном этапе возникает вследствие определенных личностных достижений и невозможности действовать адекватно ранее освоенным моделям общения с окружением. Формирование личности ребенка - это процесс и результат воспитания, социализации и саморазвития. Ключевая роль в личностном формировании, безусловно, принадлежит семье. Ведь непосредственно в семье малыш видит первые вариации поведения для дальнейшего подражания, знакомится с первой реакцией окружения на его действия. Так как вследствие отсутствия социального и личного опыта, кроха не сможет подвергнуть оценке собственное поведение и личностные черты других индивидов.

Сегодня абсолютное большинство психологов и педагогов едино в том, что все качества характера, неважно, плохие или положительные, малыш приобретает в детстве. В раннем детстве совершается закладка трех ключевых групп личностных качеств у маленьких индивидов, а именно мотивационные качества, стилевые и инструментальные. А последовательность их возникновения имеет тесную связь с главными периодами развития.

Формирование и развитие личности ребенка

Социальное понятие, которое объединяет в себе все, что имеется в индивидууме надприродного и исторического, называется личностью. Данное понятие не является врожденной характеристикой субъектов. Личность возникает как следствие культурного развития и социального воздействия. Личностное развитие имеет присущие только ему этапы формирования личности ребенка.

Единая структура личности обусловливается целенаправленностью и активностью при этом, характеризуя устройство мотивационной сферы субъектов.

Формирование личности ребенка содержит два аспекта. Один из них представляет собой постепенное осознание малышом собственного места в реальном мире. Другой – состоит в развитии чувств и волевой сферы. Они координируют мотивы и устойчивость поведения.

Большинство взрослых лиц подменяет понятие «личность» и термин «индивидуальность». Они считают, что если у малыша появились индивидуальные предпочтения в определенной области (например, крохе нравится лишь конкретные музыкальные композиции), то значит он уже полноценно-сформированная личность. Однако такое суждение неверно, так как предпочтения в отдельных областях характеризуют индивидуальность детей, а не свидетельствуют об особенностях личности. В свой черед и коммуникативные способности, черты характера и др. проявления не являются свойствами личности. Индивидуальные черты индивидов, такие как одаренность, темперамент, особенности когнитивной сферы, несомненно, влияют на личностное формирование, но они не являются факторами, всецело определяющими ее структуру.

Как понять, что кроха уже осознает себя личностью? Можно выделить несколько ключевых критериев:

малыш полноценно применяет личные местоимения;

имеет основополагающие представления о вещах, которые можно назвать «хорошими» или «плохими», вследствие чего он способен отказаться во имя «хорошего» от «плохого» и пожертвовать собственными сиюминутными «хочу» ради общего блага;

ребенок владеет навыками самоконтроля;

он уже умеет на простейшем уровне поведать о собственной внешности или характере, в состоянии рассказать о собственных переживаниях, мотивах и проблемах.

Беря за основу вышеперечисленные критерии, становится очевидным, что маленький индивид начинает ощущать себя личностью не ранее двухлетнего возраста. Обычно психологи выделяют возраст три года, так как он связан с возникновением у детей самосознания. А к пятилетнему возрасту, они уже полностью осознают себя личностью, обладающей специфическими особенностями и «встроенной» в систему взаимоотношений с реальным миром. Психологи убеждены, что решающую роль в воспитании личности ребенка и восприятии мира, оказывают родители.  Очень важны отношения между отцом и матерью, и другими родственниками и та социальная среда в которой оказывается ребенок.

Какие факторы влияют на развитие личности ребенка

На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.

Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.

Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.

Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей. Постарайтесь стать партнером для детей, не стоит проявлять излишнюю строгость и авторитарность. Постоянный контроль не принесет нужного результата, а создаст лишнюю напряженность. Оптимальным вариантом является предоставление свободы, стимулирование самостоятельности через доверие и дружескую атмосферу.

Давайте ребенку возможность совершать ошибки и набираться собственного опыта. Вводя множество запретов, нельзя оградить его от неприятностей. Доходчиво и спокойно объясняйте, почему не надо делать какие-то поступки, к каким последствиям это приведет, давая право самому принимать решения.

Предоставьте ребенку больше свободы действий: выбор своего круга знакомых и друзей, хобби, вкусы и проявления личностных особенностей. Выделите для себя такие направления его жизни, которые не будут вами контролироваться. Таким образом, вы будете способствовать раскрытию потенциала и формированию самостоятельности от родителей. Каждый  ребенок  индивидуален  и к каждому требуется подход. Формирование личности ребенка. В каком возрасте формируется личность

Личность — это совокупность приобретенных привычек и предпочтений, особенности человека, определяющие повседневное поведение. Современная психология ориентируется на трехкомпонентную структуру личности, куда входят:

Целеполагание, указывающее на жизненные ценности человека, смысл жизни, который ему близок

Черты личности, описывающие характер, то есть особенности психики. Этот блок также тесно связан с темпераментом — биологически обусловленными особенностями работы гормональной и нервной системы.

Компетентность, а именно наличие знаний, опыта, умений в какой-либо деятельности

Исходя из трех блоков, становится понятно, что развитие личности ребенка начинается с самого раннего возраста, и тот опыт, который он получает от значимых взрослых, влияет на его личность в течение всей жизни.

Процесс развития личности ребенка

Первые годы жизни — критический период для развития личности. В этот период формируются основы самосознания и собственного "Я". Ребенок начинает осознавать свое существование отдельно от окружающего мира и начинает проявлять свои индивидуальные черты и потребности.

Как ребенок растет, его личностные черты становятся все более заметными. Кто-то оказывается более активным и эмоциональным, кто-то — усидчивым и спокойным. Так и проявляется темперамент ребенка.

Тем не менее, далеко не все обусловлено биологией. В процессе развития личности ребенок также сталкивается с различными жизненными вызовами и стрессовыми ситуациями. Он учится решать проблемы, развивает рефлексию и умение адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам. Обучение происходит не только через собственное «Я», но и исходя из того, как ведут себя взрослые рядом. Если родители крайне тревожные или вспыльчивые, будьте уверены, что с наибольшей вероятностью ребенок перенимает эти способы реагирования. Взрослым важно предоставлять ребенку возможности для самостоятельности и поддерживать его в поиске своего места в мире. Важно , чтобы родители не забывали , что дети перенимают пример взрослых.

Деятельность и развитие личности ребенка

Деятельность играет важную роль в формировании личности ребенка. Через игру ребенок учится общению, самовыражению и решению проблем. Она позволяет ему расширить свои границы, развить воображение и креативность.

Развитие личности ребенка также тесно связано с его способностями и интересами. То, какую профессию ребенок выберет, по какому жизненному пути пойдет, напрямую связано с тем, какие именно навыки он будет развивать в детском и подростковом возрасте. Это и составляет третий компонент личности — компетентность. Поддержка в развитии навыков играет важную роль в формировании его личностного роста. Родители и другие значимые взрослые должны поощрять ребенка и помогать ему развивать его уникальные таланты и способности. Очень важно для формирования личности, на ребенка смотреть , как на личность и уделять больше внимания. У малыша появилось желание рисовать, лепить, петь, танцевать - его надо поддержать. С младенчества читать сказки, стихи, рассказывать о родной природе, о семье. Прививать любовь к родной земле, к семье.

Важно отметить, что развитие личности ребенка является непрерывным процессом и продолжается в течение всей его жизни. Взрослые играют важную роль в поддержке и стимулировании дальнейшего развития его личности, помогая ему осознавать свои возможности.

 


Автор(ы): Шиповалова Ольга Анатольевна
Приложения: