Применение технологии «скрайбинг» в развитии
речи детей дошкольного возраста

Волянская Мария Сергеевна

Расскажи мне - и я услышу,
покажи мне - и я запомню,
дай мне сделать самому - и я научусь!»
Японская пословица

Одна из актуальных проблем современного общества – речевое развитие. Говорить умеют все, но говорить правильно умеют не многие. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной и красивой речи, следовательно педагогам приходится использовать разные педагогические технологии для развития речи детей. Одна из новых, современных технологий является скрайбинг.

Скрайбинг – процесс визуализации сложного содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации, т.е. это создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл образовательной деятельности понятным. Эта технология была придумана британским художником Эндрю Парком для британской компании, которая занималась популяризацией научных знаний. В чем смысл данной технологии - речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги), т.е. выступающий рассказывает что-то и в это же время иллюстрирует свой рассказ. Использование скрайбинга в работе с детьми дошкольного возраста помогает им наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести учебный материал. Поэтому устный рассказ «с картинками» запоминается намного легче, чем обычный рассказ. По итогу ребенок не только быстро запомнит, но и заинтересуется самим процессом. Таким образом, происходит качественное усвоение ключевых моментов изучаемого материала. Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину.

Почему именно скрайбинг? Потому, что он задействует одновременно слух, зрение и воображение человека. Развивает ассоциативное мышление, связную речь, расширяет словарный запас. Ребенок не только понимает и воспринимает информацию, но и лучше запоминает ее. Заучивает стихи, запоминает сказки.

Уже с младшего дошкольного возраста можно применять скрайбинг. Дети часто просят: - Давайте порисуем. Берем листок и начинаем … Нарисовали зайку, где живет? В лесу. Не забудем про небо, солнце, облака, травку и т.д. Так и получилась картина. Можно предложить кому - нибудь из детей раскрасить рисунок. Детям очень нравится наблюдать,  когда рисует взрослый и с удовольствием включается в разговор.

В старшем дошкольном возрасте усложняем задачи. Привлекаем самостоятельно рисовать, рассказывая ту или иную сказку, историю из жизненного опыта. Придумывать свою историю и рисовать, рассказывая ее.

Таким образом, определились этапы использования скрайбинга:

- воспитатель рисует, говорит, побуждает к речи ребенка, задавая вопросы

- воспитатель рисует, ребенок говорит

- воспитатель говорит, ребенок рисует

- ребенок рисует и рассказывает знакомые произведения

- ребенок придумывает историю и рисует к ней образы

И можно смело сказать, что использование скрайбинга в работе не только интересно, но и эффективно, и результативно.

 Скрайбинг бывает:

Рисованный

Аппликационный

Магнитный

Компьютерный

Фланелеграфный

Рисованный скрайбинг - это ручной классический, когда взрослый или ребенок рассказывает о чем-либо и в то же время рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. Рисование и озвучивание должны совпадать по времени.

Аппликационный скрайбинг -техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту.

Магнитный скрайбинг - разновидность аппликационного, одно отличие, готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску

Фланелеграфный скрайбинг – на фланелеграф крепятся готовые фигурки изображения, помогающие рассказать историю. Такой скрайбинг похож на импровизированный театр, хорошо подойдет для «экранизации» сказок для детей.

 Главная особенность скрайбинга заключается в том, что одновременно задействуются различные органы чувств: слух и зрение, а также воображение человека, что способствует лучшему пониманию и запоминанию материала . Фиксация простых образов происходит в процессе донесения информации, что способствует лучшему запоминанию. Глядя на скрайб-рисунки, воссоздать в памяти услышанный рассказ и воспроизвести его, хотя бы в общих чертах. Использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста, поддерживая память, существенно повышает эффективность запоминания, обогащает словарный запас, развивает связную речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием.

 Скрайбинг помогает сделать процесс запоминания стихотворений более простым, интересным, творческим.Ребёнок сам может придумать, какими именно образами передать смысл. В итоге он не только быстро выучит стихотворение, но и заинтересуется самим процессом. Схемы помогают ребёнку совсем иначе относиться к заданиям, развивают у него творческое воображение, память. Таким же способом можно объяснять детям сложные процессы — не загружать их большим объёмом текста, а набрасывать им упрощённые рисунки. Известно, что человек воспринимает информацию зрительно лучше, чем на слух, но в этой технике кроме зрения и слуха участвует и воображение. Замечено, что используя скрайбинг, дети стали лучше воспринимать и запоминать информацию по развитию речи. Особенно быстро запоминаются стихотворения, при первом же прочтении. Дети хорошо запоминают и точно передают смысл, заложенный в рассказах. В результате использования скрайбинга расширяется не только словарный запас, но и представления детей об окружающем мире. Появляется желание пересказывать, т.к.ребенок понимает, что это совсем нетрудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Использование скрайбинга является одним из эффективных способов развития речи детей дошкольного возраста, а также основных психических процессов (память, внимание, образное мышление) В заключении можно сделать вывод, что использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение воспитанников.


Автор(ы): Волянская Мария Сергеевна
Приложения: