Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе на тему «Насекомые»

Путешествие на лужок

Антонова Ирина Витальевна

Цель: закрепление математических навыков через знания детей о насекомых.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять умение детей ориентироваться на плоскости (справа, слева, в верху, в низу)

Закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах пяти, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?»;

Упражнять в сравнении двух групп предметов, определяя их равенство и неравенство на основе сопоставления пар, обозначая результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько-сколько;

Закрепить понятие цифрового обозначения чисел (от1 до5) и соотношение их с количеством предметов;

Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине раскладывая их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами самый большой, поменьше, еще поменьше, самый маленький, больше.

Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Развивающие:

Развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и обобщения, внимание, память, логическое мышление, речь

Воспитательные:

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, умение работать в команде. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: игрушка Лунтик, муравей, блоки Дьенеша, карточки схемы, четыре геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник); иллюстрация «полянка»; цветочки -5 штук, бабочки – 5 штук, раздаточный материал на каждого ребенка по 5 цветочков, по 5 бабочек; волшебный цветочек для физминутки; листы с заданиями ( 6 листочков и 5 божьих коровок на каждого ребенка); карточки с заданием и цветочек.

Содержание непрерывной образовательной деятельности:

Вводная часть

Появляется сюрпризный момент Лунтик, который прилетел с Луны. Почему у вас так тепло и светит солнышко? Как называется время года, которое у нас сейчас?

Весна! Цветы и насекомые просыпаются.

Воспитатель сообщает детям, что они сегодня отправляются в интересное путешествие и что, Лунтик пришел к ним сегодня в гости специально чтобы отправиться в это путешествие вместе сними. Ребята, Лунтик рассказал, что однажды гулял в лесу и увидел там полянку. И встретились на полянке живые существа. Они все разные, но кто-то летает, кто-то ползает. Но у всех у них ровно шесть лапок. А вот как эти существа называются я забыл. Может быть вы мне поможете вспомнить, что это за необычные существа?

Насекомые!

Основная часть:

Посмотрите ребята, одного муравья ветер унес далеко от домика и дождик размыл дорожку муравьев. Давайте ему поможем добраться домой (модель муравья и дорожка с цветными контурами геометрических фигур). Нужно выложить дорожку из блоков Дьенеша. Подберите нужную фигуру и выложите дорожку для муравья. Назовите форму цвет и величину. Давайте вспомним как называется домик муравья (муравейник) и как выглядит домик? На какую геометрическую форму похож?

На стенде 4 геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, овал). Дети назовите геометрические фигуры, которые вы здесь видите.

Муравей бежит к доске «полянка». Прикрепляем его в муравейник.

Давайте пройдем по дорожке (по тропинке) дальше, посмотрим, может еще кому-то найти свой домик. Ребята, мы оказались с вами на пасеке. Здесь стоят ульи, в которых живут (пчелы). А кто живет в таких домиках? (показывая на улей) Пчелка. На какую геометрическую фигуру похож домик у пчелки (на прямоугольник). Пчелка летает с высокого домика на низкий. Вот с права на какой домик села пчелка? (на высокий), а с лева на какой домик села пчелка (на низкий).

Ребята давайте расскажем Лунтику, где на полянке находится домик муравья? (в левом нижнем углу), а домик пчелки (в левом верхнем углу), в правом верхнем углу летают бабочки, а в правом нижнем углу растут ромашки.

Переворачиваю доску. На доске 5 ромашек. Ребята давайте все вместе посчитаем сколько цветочков на нашей полянке. 1-2-3-4-5. Сколько всего цветочков? Посмотрите, на цветочек прилетела бабочка. На первый цветочек прилетела бабочка, на второй на третий, на четвертый, на пятый. Сколько всего бабочек прилетело 4. Какой по счету цветочек остался без бабочки. (2-3 раза). мы можем сказать одинаковое количество. Посмотрите одна бабочка улетела. С какого цветочка улетела бабочка? С 3. Чего больше? (цветочков больше, чем насекомых). На сколько? (на один). Чего меньше? (бабочек меньше, чем насекомых)  На сколько? ( на один). Что нужно сделать чтобы стало поровну?  Ребята давайте подарим Лунтику цветочек. По сколько тогда стало? (по …)  Как можно сказать по-другому (поровну).

Дети превращаемся в бабочек и летим вот на этот волшебный цветочек.

Физминутка

Утром бабочка проснулась

Потянулась, улыбнулась.

Раз- она росой умылась

Два- изящно покружилась

Три- нагнулась и присела

На четыре улетела.

            Ребята посмотрите, у вас на столе есть картинки. Давайте Лунтику скажем как называется это насекомое. Это божья коровка.

Давайте посмотрим, что-то здесь случилось и как же мы можем помочь. Нужно разложить божьих коровок от самой большой до самой маленькой.

Ребята давайте поможем божьим коровкам найти свой листик. Сколько точек на спинке божьей коровки, столько же точек должно быть на листочке. Вам надо посчитать количество точек на спинке и разложить (соотнести) на листочке с соответствующей цифрой.

Проверка: расскажи Лунтику почему ты посадил эту божью коровку на этот листочек? Давайте проверим все ли правильно. А теперь давайте подберем цветочек с соответствующей цифрой.

 Молодцы помогли божьим коровкам найти свой листочек.

Заключительная часть:

Ребята мы хорошо поиграли и нам пора возвращаться домой в детский сад.

С какими насекомыми мы познакомили сегодня Лунтика. (Муравей. Пчела. Бабочка. Божья коровка). Какое насекомое понравилось вам больше всего? Почему?

Нам пора возвращаться. Давайте на прощанье соберем Лунтику букет цветов.

Вам надо выложить точно такой же цветочек, как на образце. А выкладывать вы будите парочками.


Автор(ы): Антонова Ирина Витальевна
Приложения: