Конспект занятия по познавательному развитию с детьми средней группы (4-5 лет)

Путешествие капельки 

 Ефремова Ольга Александровна,
воспитатель ГБДОУ "Центр развития ребёнка – детский сад №115
Невского района Санкт-Петербурга 

Цель: формирование познавательной активности дошкольников путем экспериментирования с водой.
Задачи: 

- познакомить детей со свойствами воды;

 - уточнить знания о значении воды для всего живого на земле;

- развивать познавательный интерес, логическое мышление, память, внимание, творческое воображение, связную речь, умение делать выводы на основании опыта;

-воспитывать любознательность, бережное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности;

Материал: Капелька (муляж), стаканчики с водой, гуашь, камушки, лимон, сахар, соль, аудиозапись

Цель:

Обобщение знаний детей по теме «Вода»

Задачи:

- Закрепить представления детей о свойствах воды. Познакомить с твердым и газообразным состоянием воды. Повторить опыты с водой, проводимые в течение года.

- Продолжать формировать представления о необходимости воды для жизни людей, животных и растений.

- развивать познавательный интерес, логическое мышление, память, внимание, связную речь, умение делать выводы на основании опыта;

- Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде, интерес к экспериментальной деятельности

 Приветствие:

Воспитатель: Ребята, я рада Вас приветствовать. Посмотрите у нас сегодня гости. Поздороваемся с ними. 

Встали мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе: «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ

Здравствуй правая рука

Здравствуй левая рука

Здравствуй друг, здравствуй друг

Здравствуй весь наш дружный круг! 

Ход занятия:

Воспитатель:    

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета,

Затерялось лето где-то. 

Осень наступила, часто идут дожди и к нам сегодня в гости заглянула капелька дождя. Здравствуй, милая капелька, мы не боимся дождика, берем зонтики и идем гулять.

- Здравствуйте, ребята, взрослые. А я к вам не с пустыми руками в гости пришла. А своих подружек привела. Посмотрите, как их много. Они все дружно в этом графине сидят и на вас глядят. Что в графине? (Капельки) А когда нас много, люди говорят, что это – вода.

- Скажите, а для чего людям нужна вода? Правда? Вода так много значит для людей!

- А растениям и животным вода тоже нужна? Для чего? 

- Как интересно! Если вода так нужна людям, животным и растениям, то, наверное, вы умеете воду беречь? А как вы это делаете? 

Давайте поиграем. (физминутка) 

Капля – раз, капля – два,

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскроем,

От дождя себя укроем. 

Здорово поиграли, настоящий дождь получился! 

Вы детки любознательные, вон сколько о воде мне рассказали! А сейчас предлагаю с водой поиграть и все что знаете о воде мне рассказать.

Опыт переливания – вода не имеет формы.

Опыт с сахаром и солью – вода не имеет вкуса, вода растворяет сахар и соль. (можно добавить предмет, который не растворяется – не все предметы могут раствориться в воде)

Опыт с лимоном – вода не имеет запаха.

Опыт с чайником – вода может быть холодной и горячей. 

Воспитатель приносит капельке и детям сюрприз – лед из термоса, раздает кусочки детям. Что произошло? Лед – это вода.

У нас чайник горячий. Воспитатель подносит зеркальце, собирает пар. Пар – это тоже вода. 

Капелька: Вы так много знаете, и воспитатели вам еще много расскажут о воде, а сейчас я вам загадаю загадки, узнаете ли вы меня в них?

Загадки от капельки про воду:

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь это-… (дождь) 

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые… (снежинки) 

Сверху одеяло

На землю упало,

Самой лучшей ваты

Мягче и белей.

Травкам и козявкам,

Всем зверушкам малым

Спать под одеялом

До весенних дней. (снег) 

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет-

Гвоздь упадет. (сосулька) 

Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан… (иней) 

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошел искать их днем

Ищем, ищем – не найдем. (роса) 

Пушистая вата – плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака) 

По небесам оравою,

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше,

От дырявой… (тучи) 

Прозрачен, как стекло

А не вставишь в окно. (лед) 

Ребята, к нам сегодня в гости пришла волшебная капелька. Но она грустная. Как вы думаете почему? Попробуйте догадаться. (ответы детей)

Воспитатель: Она выглядит грустно, потому что она ничего не знает о себе! Ребята, а мы можем поднять ей настроение? (Ответы детей). Я рада что вы готовы ей помочь.

Воспитатель: Ребята давайте расскажем Капельке о том, что такое вода и для чего нам она нужна. Пойдем с нами Капелька, и ты узнаешь много интересного.

Воспитатель: А для чего нам нужна вода? А кому ещё нужна вода? А деревьям нужна вода? Для чего? ( ответы детей).

Воспитатель: Правильно, вода нужна всему живому на нашей планете. Она нужна животным и растениям, человеку.

Воспитатель: А сейчас подумаем, а могла бы существовать наша планета без воды? (ответы детей). Конечно нет!
Воспитатель: Для чего вода растениям? (ответы детей). Правильно, растениям вода нужна для роста.
Воспитатель:  Для чего вода животным? (ответы детей). Вода животным нужна для того, чтобы ее пить и не погибнуть от жажды.
Воспитатель:  А человеку вода нужна? (ответы детей). И человеку вода очень нужна – чтобы умываться, купаться, пить, готовить пищу.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправится в настоящую лабораторию воды. А помогут нам туда попасть волшебные слова: «Повертелись, покружились и в лаборатории очутились.

 Воспитатель: Вот мы и в лаборатории. Как настоящие учёные мы сейчас наденем на себя шапочки. Капелька, а ты будь внимательна ничего не пропусти. 

послушаем и запомним правила поведения в научной лаборатории:

- шуметь в лаборатории нельзя

-  не трогать ничего без разрешения

- соблюдать осторожность

- работать только на своём месте

- без разрешения не пробовать ничего на вкус

- и конечно не забываем делать выводы

Воспитатель: Приглашаю вас за первый стол, здесь мы свами убедимся, что вода это жидкость. У детей стоят по два прозрачных стакана, (пластиковые стаканчики) в одном налита вода.

Воспитатель: Перельем воду из одного стакана в другой. (дети выполняют)

Воспитатель: Что происходит с водой? (ответы детей). Правильно, она переливается. если вода льется, значит, она какая? (ответы детей). Жидкая.

Воспитатель: А сейчас нам нужна полная тишина. Мы обратно перельём нашу воду и послушаем как она звучит. Ребята, а когда и где мы можем ещё услышать ка звучит вода? Предлагаю поиграть, будет звучать звук воды, а вы попробуете догадаться, что это за звук?!

Звучат звуки воды (водопад, капель, ручей), а дети на слух пытаются определить.

Мы с вами определили, что вода-это жидкость. Теперь попробуем определить имеет ли она вкус.

Воспитатель: Ребята, а сейчас возьмите стакан с водой, стоящий справа от вас и попробуйте воду. Какая она на вкус? (ответы детей). Правильно, у воды нет вкуса

Воспитатель: А сейчас попробуем на вкус то, что находится в другом стакане?

 Скажите, какая на вкус эта жидкость? (ответы детей). Правильно, это сок и он имеет вкус.

Воспитатель: Значит, сделаем вывод – у воды нет вкуса. (восп. вывешивает карточку на магнитную доску)

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Предлагаю вам немного отдохнуть.

Ф/м: «Как живёшь?»

Воспитатель: Ребята пройдёмте за второй стол.

Аккуратно присаживайтесь и не забывайте правила, которые мы обсудили в начале занятия.

 Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей) она не имеет цвета (бесцветная)

Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Возьмите камень и опустите его в воду. Что произошло? (ответы детей). Правильно, он утонул. Мы помним, что на прошлом занятии мы  с вами играя с водой определяли какие предметы тонут, а какие нет. Почему камень утонул? Правильно, потому что он тяжёлый.

Воспитатель: Ребята, а мы видим камень, лежащий в воде? (ответы детей).

Воспитатель: А в моём стакане не вода, а молоко. Я тоже возьму камен  и опущу в свой стакан. Посмотрите, вы видите камень? (ответы детей). Правильно, его не видно, так ка молоко имеет цвет. Ребята, мы можем сейчас с вами сделать вывод? Какой? (ответы детей). Разумеется, вода прозрачная!

Ребята, прошу вас подойти к доске, ой и капельку возьмём с собой. Ещё раз вспомним, что мы узнали в нашей лаборатории? (дети самостоятельно делают выводы на основании проделанных опытов). Смотрите, наша капелька стала весёлой. Это все благодаря вам. Капельке пора уходить. Давайте попрощаемся с ней.

Воспитатель: Ребята, кто к нам сегодня приходил? Вам понравилось в нашей лаборатории? Какой опыт вам больше всего понравился?

Я хочу сказать вам тоже огромное спасибо за вашу работу и хорошее настроение!


Автор(ы): Ефремова Ольга Александровна
Приложения: