Словесные игры в помощь педагогам и родителям
Коринная Галина Пулатовна
Методическая копилка педагога: Словесные игры в помощь педагогам и родителям. Всем известно, что игра является ведущим видом детской деятельности и является средством познания окружающего мира. Можно часто слышать от педагогов и родителей , что в детском саду и дома у детей много занятий и дети не успевают играть. Жалко смотреть на тех детей , которые просиживают свободное время за игрой с гаджетами, слоняются на прогулке из угла в угол в поисках приключений , часами катают машинки вперед-назад или возятся с роботам- трансформами, бегают в коридорах поликлиник , в поездах, на детских площадках и.д. Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, освещений, подготовки. В такие игры можно играть перед сном, в поезде, в автомобиле по дороге на дачу, т.е, там, где вы и ваш ребенок, и под рукой минимум предметов и ограниченное пространство. Словесные , пальчиковые, жестовые - отличный вариант развлечения, который способствует развитию интеллектуальных и речевых навыков у детей. В словесных играх дети учатся мыслить о вещах . которые они непосредственно не воспринимают , с которыми в данное время не действуют. Она требует использования приобретенных ранее знаний в новых связях . в новых обстоятельствах. Эти игры интенсивно развивают не только речь, но и мышление; гибкость и динамичность представлений, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам , развивают внимание , быстроту реакций. Через правильно организованную игру можно ненавязчиво воспитывать личность ребенка, касаясь всех его сторон. Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ее как можно чаще. Развитие свободного общения со взрослыми расширяет их представления о многообразии окружающего мира, решаются спорные вопросы и конфликты. Игры с участием рук приводят в гармонию тело, разум , развивают психику и речь. Умение управлять своими движениями, простые правила игр и стихи легко запоминаются и позволяют долго концентрировать внимание на одном и том же виде деятельности. Не менее важно научить ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивать произвольную память и быстроту реакции, воспитывать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизировать мыслительный процесс в целом. Очень полезно использовать игровую деятельность с детьми, имеющие проблемы во звукопроизношении и запинки ( заикающиеся), а так же с гиперактивными детьми т. е использовать игру в качестве коррекционной составляющей. Жесты , мимика, пантомимические движения , звукоподражания обогатят игровой сюжет ребенка. Очень хорошо если будут создаваться различные игровые ситуации с воображаемыми предметами. При этом важно помнить, что игры не должны быть только с активными движениями. Нужно использовать любую возможность для вовлечения ребенка в спокойные игры, для которых требуется ваше желание и способность заинтересовать ею ребенка. В играх не забывайте говорить плавно, мягко, соблюдая паузы, не нарушая темпа, дыхание, тоже требуйте и от ребенка. Если в игре текст, то взрослый проговаривает вначале вместе с ребенком. С заикающимися детьми полезно поводить игры с пением, хороводы, речитатив нормализует речь. Сенсорно – двигательные жестово образные игры – хорошая школа, формирующая произвольное поведение. Проводимые нами совместная игровая деятельность стимулирует не только активную речь, взаимопонимание между взрослыми и детьми, но и взаимодействию детей друг с другом , повышению самооценки , проявление собственной активности каждым ребенком , мы, тем самым готовим ребенка к быстрой и легкой адаптации детей в школьных условиях . Игры, упражнения , импровизации. «Вкусная конфета»- Взрослый предлагает воображаемый пакет с конфетами. По очереди все играющие берут по конфетке , благодарят, жуют и мимикой выражают удовольствие , вкус конфеты( лимонная, луковая, шоколадная , шипучая и тд) "Только веселые слова". Играть лучше в кругу. Кто-из играющих определяет тему. Нужно назвать по очереди только веселые слова. Первый игрок произносит: "Клоун", Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только "зеленые" слова (огурец, елка и т. д., только "круглые" (Колобок, колесо и т. д.) . «Есть или нет» Взрослый и ребенок по очереди называют утверждения , Если согласен , то говорим да или киваем. Если нет – отрицательно мотаем головой. Вопросы: Есть ли в море рыбки? Есть клюв у поросенка, у теленка , у котенка, а крылья? «Кто во что одет?» Водящий говорит: « Передо мной вставай, глаза не открывай , скорее отвечай « Во что одет папа и т.д?». "Слова - мячики". Ребенок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает мяч и одновременно произносит слово, допустим "Холодный", а ребенок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "Горячий". Затем игроки меняются ролями. "Антонимы в сказках и фильмах". Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название-антоним, а дети должны будут угадать истинное название Сказки. Примеры заданий: "Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке") "Мышь в сапогах" - ("Кот в сапогах") "Зеленый платочек" - ("Красная шапочка") "Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе") "Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ""Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"). "Деревянный замочек" - ("Золотой ключик"). "Если вдруг. " Ребенку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения. Например: Если вдруг на Земле исчезнут: все пуговицы, все учебники и книги, все игрушки и т. д. Что произойдет? Чем это можно заменить? Можно предложить ребенку и другие ситуации, например, если бы у тебя была: живая вода, цветик-семицветик, сапоги-скороходы, Ковер-самолет и т. д. "Подбери слово". Ребенку предлагается подобрать к любому предмету, объекту слова обозначающие его признаки, качества. Например, зима какая? (холодная, снежная, морозная.) .Снег какой (Белый, пушистый, мягкий, чисты, липкий.) . "Кто что умеет делать? ". Ребенку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть.) . "Веселые рифмы". Играющие должны подобрать к словам рифмы: свечка -. печка трубы -. губы ракетка - пипетка. и т. д. «Путешествие на дачу» Скоротать время в дороге можно следующим образом. Один из родителей ведет машину, другой считает, например, обгоняющие их красные автомобили, а ребенок - такие же, идущие навстречу. Можно считать машины определенной марки, определенной величины. «Найди игрушку» Спрячьте маленькую игрушку. Пусть ребенок поищет ее, а найдя, обязательно определит местонахождение: на ..., за ..., между ..., в ..., у ... и т.п. Потом поменяйтесь ролями. «Чего не стало?» Поставьте на стол десять игрушек в ряд. Предложите ребенку пересчитать их и запомнить расположение. Затем попросите его закрыть глаза. Уберите две любые игрушки. После чего ребенок открывает глаза и отвечает на вопросы: - Игрушек стало больше или меньше? - Какие игрушки исчезли? - Какими они были по счету? «Назови соседей» Взрослый называет число, просит ребенка назвать соседей этого числа (предыдущее и последующее) и объяснить свой ответ. Можно усложнить игру: взрослый называет два числа и предлагает ребенку сказать, какое число находится между ними. Потом играющие меняются ролями. «Кто знает, пусть дальше считает» Взрослый называет число, а ребенок должен назвать три последующих. Другие варианты: назвать три последующих числа и увеличить (уменьшить) каждое число на один. Поменяйтесь ролями. «Найти столько же» Взрослый держит в руках веером карточки с цифрами так, чтобы ребенок их не видел. Предлагает ему вытащить одну из них. Ребенок выбирает одну карточку и, запомнив цифру, находит соответствующее число одинаковых (по любому признаку) предметов в комнате, затем столько же разных. Положи столько же» Взрослый выкладывает в ряд камешки (каштаны). Ребенок должен положить столько же, не считая (один под другим). Усложните игру, предложите положить больше камешков или меньше тоже в ряд. «Чудесный мешочек» На столе лежит мешочек со счетным материалом (мелкие игрушки или пуговицы, фасолинки, бусинки, каштаны) и цифры. Взрослый хлопает несколько раз в ладоши, просит ребенка отсчитать столько же игрушек, сколько тот услышит хлопков, и положить рядом соответствующую карточку с цифрой или нужным количеством кружочков. Потом можно поменяться ролями. «Отгадай число» Ведущий (взрослый) загадывает число и говорит, что оно меньше 20. Ребенок, задавая вопросы со словами «больше» или «меньше», отгадывает задуманное число. «Давай посчитаем!» Играют вдвоем. Взрослый считает про себя. Ребенок через некоторое время говорит «стоп» и пытается угадать число, до которого, по его мнению, досчитал взрослый. Меняются ролями. «Кто больше?» Перед играющими на столе две кучки мелких пуговиц (фасолинок). По команде игроки в течение определенного времени откладывают из кучки пуговицы по одной. Потом считают, кто больше отложил. Можно усложнить игру: откладывать пуговицы левой рукой. «Камешки» Играют вдвоем. Положите на землю камешки. Каждый по очереди подбрасывает один камешек вверх, стараясь его поймать, и одновременно собирает лежащие на земле камешки в другую руку. Если это удается, то количество пойманных камешков засчитывается как выигранные очки. Кто первый наберет 20 очков, тот и выиграл. «Угадай, что я делаю» Водящий принимает позу, а ребенок отгадывает, что он делает. «Одно и тоже по- разному» Показать разные варианты поведения с одним действием. Например: как можно пожалеть плачущего или бежать от злой собаки, бежать если ты попал под дождь, бежать на вокзал и.д. «Превращения» с помощью волшебной палочки ты превращаешься в предметы, животных и т.д. Один загадывает- другие отгадывают , можно разбиться на пары, подгруппы. Тогда увеличивается время на обсуждение как и что будет выполнять каждый, что бы действия были согласованы и правильны. «Жесты» Привлекаем детей к изучению языка жестов , начинаем с самых простых- дай, нет, да. Жесты выполняем как рукой, так головой( кивки) , ногами, всем телом. Предлагаю поэкспериментировать : иди сюда, уходи, согласие, несогласие, просьба, отказ, плачь, приветствие, клич, приглашение, негодование, не знаю. «Продолжи слово» Взрослый называет любой слог, играющие должны продолжить его, чтобы получилось слово «Бе- береза, белка, белок , бег бензин. Таким образом, ребенок , решая несложные развивающие игровые задания , радуется своим результатам, общению со сверстниками и взрослыми. А хорошее настроение- это залог успешного развития!
Автор(ы): Коринная Галина Пулатовна
Приложения:
67e315a1a8e45_Копилка_педагога-_словесные_игры.pdf