Экологическое воспитание на уроках технологии

Затонский Евгений Анатольевич

Экологическое воспитание на уроках технологии. Экологическое воспитание на уроках технологии является важной задачей современной школы. Оно направлено на формирование осознанного отношения учащихся к окружающей среде, привитие им навыков использования природных ресурсов с учетом экологических аспектов, а также развитие экологической культуры. В рамках новых ФГОС, уроки технологии ставят перед собой задачу расширить знания учеников об окружающем мире и его проблемах, а также обучить их основам экологического мышления. На занятиях дети знакомятся с различными видами технологий: обработкой бумаги и картона, древесины и искусственных материалов, металлов, текстильных материалов, художественно – прикладной обработки материалов, пищевых продуктов, ведением дома, современными и перспективными технологиями, электротехническими работами и робототехникой. При знакомстве с каждым видом технологий следует обращать внимание на экологический аспект воспитания учащихся. Одной из главных тем в рамках экологического воспитания на уроках являются технологии обработки пищевых продуктов. Учащимся предлагается изучить пищевые продукты, их состав и происхождение, а также разработать рецепты, основанные на использовании экологически чистых и натуральных ингредиентов. Это позволяет не только развивать творческие навыки, но и обратить внимание на проблему пищевых отходов, учить экономно использовать продукты питания и придумывать новые способы их переработки. При знакомстве с производством экологическое воспитание на уроках технологии также играет важную роль. Ученики изучают процессы производства и распределения товаров, а также влияние этой деятельности на окружающую среду. Они обсуждают энергозатраты на различные стадии производства и ищут способы оптимизации этих процессов с учетом экологических факторов. Учащиеся также могут проводить исследования в области организации экологически чистого производства и разработки новых технологий.Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов являются одной из основных тем на уроках технологии. В рамках этой темы учащиеся изучают различные материалы, их свойства и способы обработки. Они учатся различать экологически чистые материалы от токсичных, а также разрабатывать способы использования отходов производственных материалов. Например, учащиеся могут создавать изделия из переработанных бумаги или пластика, проводить эксперименты на создание экологически чистых упаковок. Например: проектная работа «Эко – мода», где учащиеся выполняют костюмы из вторсырья. Они также учатся использовать материалы с учетом их экологической устойчивости и способов утилизации. Так учащиеся могут изучать различные виды пластиков и альтернативные материалы, а также разрабатывать способы их переработки для последующего использования.Одной из важных составляющих экологического воспитания на уроках технологии является вопрос энергетической эффективности и экономии энергии. Учащиеся узнают о возможности использования альтернативных источников энергии, таких как солнечная и ветровая энергия, а также о методах энергосбережения. Они также изучают технологии энергоэффективных зданий и приобретают навыки их проектирования, реализуя свои идеи в проектах «Умный дом». На занятиях, связанных с растениеводством, дети узнают о важности сохранения растительного мира и сельскохозяйственных культур для поддержания экологического баланса. Школьники изучают методы сохранения плодородия почвы, а также экологически безопасные методы удобрения и защиты растений от вредителей. Животноводство также является важным аспектом экологического воспитания на уроках технологии. Ученики узнают о влиянии животноводства на окружающую среду и о важности этичного и ответственного обращения с животными. Они изучают современные технологии животноводства, направленные на улучшение условий содержания животных и снижение негативного воздействия на окружающую среду. Социальные технологии также занимают свое место в экологическом воспитании на уроках. Ученики узнают о различных проектах и программных действиях, направленных на охрану окружающей среды и населения. Они также изучают методы мониторинга и оценки экологического состояния и эффективности различных программ. Информация является важным ресурсом и на наших занятиях. Мы учимся использовать информационные технологии с учетом экологических аспектов. Учащиеся изучают понятие "зеленых" технологий, оценивают эффективность использования информационных технологий в контексте экологической безопасности и применяют полученные знания для разработки экологически ориентированных проектов. Выполнение экологических проектов необходимо, т.к. они становятся сквозной нитью, связывающей несколько предметов в единый проект.аким образом, на уроках технологии вырабатывается попытка повысить уровень экологической культуры и экологической ответственности подрастающего поколения, что способствует реализации концепции их гармоничного и устойчивого развития в целом.


Автор(ы): Затонский Евгений Анатольевич
Приложения: